В Год театра Рязанское отделение Союза театральных деятелей РФ подарит сюрпризы, проведет социальные проекты и отметит 80-летие
Рязанские театры хорошо известны в России и за рубежом благодаря оригинальным художественным решениям и проектам, объединяющим города и страны. В этом уверен Константин Кириллов – председатель областного отделения Союза театральных деятелей РФ, член совета Российского национального центра UNIMA (международный союз деятелей театра кукол). В эксклюзивном интервью «Рязанским ведомостям» Константин Геннадьевич рассказал, какие международные театральные встречи пройдут в нашем городе, какую социальную работу ведет региональное отделение СТД и ждать ли рязанской публике больше современных пьес.
Труд некукольных размеров
Р.В. – Константин Геннадьевич, недавно вы встречались в Москве с деятелями театров кукол со всей России. Расскажите, что за события готовятся в Рязани?
К.К. – Мы с художественным руководителем театра кукол Валерием Шадским участвовали в работе совета Российского национального центра UNIMA. В сентябре мы с коллегами со всего мира увидимся на фестивале «Рязанские смотрины» и отметим его 30-летие. 16 сентября пройдет отчетно-выборная конференция национального центра UNIMA. Раз в четыре года сообщество выбирает президента и совет центра. Но все это – только общественная нагрузка.
Р.В. – Если эту должность предложат вам или Валерию Николаевичу, согласитесь?
К.К. – Думаю, ближе к делу будет ясно. Валерий Николаевич уже был президентом национального центра два с половиной срока. Но нас не пугает большая нагрузка. Мы всегда стараемся быть на гребне волны (улыбается).
Радовать тех, кто радует
Р.В. – Каковы основные направления работы областного отделения Союза театральных деятелей РФ на этот год?
К.К. – В первую очередь, подготовка к фестивалям «Рязанские смотрины», «Зеркало сцены» и другим. Также работаем над праздником ко Всемирному дню театра 27 марта и пятой церемонией вручения премии «Зеркало сцены», которая уже стала красочным светским событием.
Члены отделения СТД участвуют в событиях общероссийской театральной афиши. Наши коллеги побывают на театральном фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге, пройдут обучение в летней школе СТД. Предоставляются гранты: например, артист Рязанского театра драмы Андрей Блажилин недавно получил стипендию за проект с самодеятельными артистами театра-студии «Экспромт» Дворца детского творчества. Нельзя забывать и о социальной работе. Союз предоставляет материальную помощь коллегам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также лечение и отдых в санаториях СТД.
Продолжается наша исследовательская, просветительская деятельность. Готовятся новые выпуски телепрограммы «Дом актера», идет большая работа над энциклопедией-антологией «Рязань. Театральная история». Очень надеемся, что в Год театра это подарочное издание наконец увидит свет.
Заехать на час – подружиться надолго
Р.В. – Насколько известны сейчас рязанские театры в России и за рубежом?
К.К. – О нас многие знают, мы на хорошем счету. Наши фестивали очень популярны: «Рязанскими смотринами» уже интересуются на Кубе и в ЮАР, все больше заявок на «Свидания на Театральной». Спектакль Театра кукол «Маленькая ночная серенада» прошлой осенью выиграл Гран-при на международном фестивале в болгарском Пловдиве. Театр драмы делает проекты с немецкими и финскими коллегами, Театр на Соборной едет на Кипр с гастролями…
На втором Международном форуме древних городов мы планируем сделать мультижанровую программу и показать все грани мирового театра, особенно уличного. Это могут быть карнавалы, цирковые программы, «живые скульптуры», балаганы.
Р.В. – Санкции и международное напряжение артистам не мешают?
К.К. – Знаете, на некоторых встречах за рубежом мы можем почувствовать прохладу. Но это мелочи. Творческие люди строят мосты, а не жгут.
Свет рампы против света смартфона
Р.В. – Ференц Лист говорил, что есть музыка, которая идет к нам, и музыка, которая требует, чтобы к ней шли. На ваш взгляд, современный театр стремится просвещать и воспитывать или сначала развлечь – а там как пойдет?
К.К. – Театр – это кафедра. Идти по пути только развлечения неверно, я в этом глубоко убежден. Воспитанию думающего, культурного молодого человека сейчас уделяется большое внимание на государственном уровне. Всероссийский Год театра учрежден Президентом РФ В.В. Путиным недаром. Конечно, сейчас люди уже рождаются с гаджетами в руках. Мне недавно рассказали замечательную историю. Москва, Малый театр, «Недоросль». Группа школьников полностью погрузилась в свои телефоны. Сотрудница театра делала им замечания – тщетно. Тогда она сделала вид, что снимает их на свой телефон. Дети осознали, что об их поведении могут узнать многие, убрали технику… И стоило им обратить внимание на сцену, как они сразу были поглощены происходящим! Поэтому наша задача – суметь вовлечь.
Современно, но не мрачно
Р.В. – К слову, о детях. Театры юного зрителя чаще ставят пьесы современных авторов о проблемах сегодняшнего дня. Взрослой аудитории предлагается в основном классика. Как вы считаете, когда у наших театров будет «поворот» в сторону современной драматургии?
К.К. – Театры юного зрителя быстрее реагируют на новинки. Основная публика в «тюзах» и «куклах» – организованный зритель, школы. Авторы заинтересованы в «быстрых» сборах, отсюда и выбор целевой аудитории. Нехватка новых пьес – проблема, которую театральное сообщество обсуждает десятилетиями. СТД ежегодно проводит конкурс для современных драматургов, в Рязани тоже проводились творческие мастерские с созданием эскизов спектаклей… К сожалению, большинство пьес очень мрачные.
Р.В. – Возможно, они тоже нужны, чтобы «переболеть» той или иной проблемой?
К.К. – Долго болеем! Но мне кажется, мы понемногу выходим из этого. В последние годы намечается тенденция инсценировать современную прозу. В «Современнике» только что состоялась премьера спектакля «Соловьев и Ларионов» по роману Е. Водолазкина. В МХАТе имени М. Горького заместителем художественного руководителя по литературной работе стал Захар Прилепин, и театр уже объявил, что начинает работать с современными драматургами и писателями.
Я уверен, что вскоре нас ждет всплеск обращений театров к современной драматургии и литературе. Процесс уже запущен. Театр должен быстро реагировать на изменения в обществе
Р.В. – А не получится ли, что эти постановки станут для театров «легким путем»? Произведения, которые берутся за основу, уже читали и обсуждали, значит, зрительский интерес обеспечен…
К.К. – Легких путей и аншлагов не может гарантировать никто. В любом случае театры понимают, что одной только «классики» для полноценного общения с аудиторией недостаточно. Да и зуд творческого самовыражения сильнее, чем желание «сделать кассу» – по крайней мере, в хороших театрах именно так.
В мечтах – новоселье
Р.В. – И в завершение. Чем сейчас областное отделение Союза театральных деятелей является для его членов? Местом решения рабочих вопросов, регулирующим органом, сообществом единомышленников?
К.К. – Ну уж точно не органом надзора (улыбается). А что касается сообщества – за 80 лет работы у нас так и не появилось своего дома. Мы уже обсуждали с губернатором Николаем Любимовым возможность открыть в Рязани Дом актера. Это поможет выйти на новый виток творческого развития, откроет дорогу для самостоятельных проектов молодежи и экспериментальных спектаклей, даст пространство для рабочих встреч. Дом актера необходим. Ведь главное для нас – создание живого, современного и уникального ТЕАТРА, в котором и нам, и нашим зрителям всегда будет интересно.
СТД совместно с рязанскими театрами продолжает благотворительный проект «Сказка на здоровье». Часть прибыли с новогодних спектаклей отправляется тяжелобольным детям. В этом праздничном сезоне собрали 410 тысяч рублей
Беседовала Татьяна Клемешева













Купить электронную копию газеты