№88 (6292) от 15 ноября 2024
– Как осуществляется в РГРТУ подготовка специалистов для сферы беспилотных авиационных систем?
С.Б. – Мы готовим широкий спектр специалистов для работы в сфере БАС.
Обучение в РГРТУ формирует комплексный навык, связанный с разработкой, эксплуатацией, обслуживанием и модернизацией этих компонентов.
Центр компетенций БАС в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» провел открытый отбор образовательных организаций и программ в области беспилотных авиационных систем для подготовки молодежных инженерных
команд. Среди них – команда радиоуниверситета. Здесь наши студенты – в реальной практике инженерных разработок: с реальным заказчиком и реальным продуктом.
Цифровизация
– Сейчас в России проводится активная работа по цифровизации различных отраслей экономики. Соответственно, будущие специалисты должны обладать и прогрессивными компетенциями. Как обстоит работа по подготовке кадров нового поколения?
С.Б. – По сути, радиотехнический университет и готовит кадры нового поколения, а понятие «цифровизация» было взято вузом на вооружение, когда о ней только заговорили. У нас востребованный набор направлений подготовки, но мы планируем ежегодно корректировать образовательные программы, так как сфера информационных технологий развивается очень динамично, вуз должен отвечать на этот вызов. Совместно с правительством Рязанской области мы разработали концепцию Передовой инженерной школы для участия в конкурсном отборе Минобрнауки России, который ожидается в следующем году. Передовая инженерная школа – это новая образовательная сущность. Наша цель – выпуск инженеров завтрашнего дня, имеющих опережающий уровень подготовки в тесном взаимодействии с предприятиями-партнерами.
Конечно, важными являются проекты, связанные с импортозамещением. В частности компания АСКОН передала нам лицензии на инженерное программное обеспечение для внедрения в учебный процесс и использования в НИОКР. Это еще один шаг в развитии отношений с отечественными вендорами ПО.
Профориентация
– Какие направления подготовки по итогам приемной кампании 2024 года пользовались популярностью среди абитуриентов?
С.Б. – Все наши специальности востребованы, мы один из немногих технических вузов страны, который не объявлял дополнительный набор после основной приемной кампании. Абитуриентам и их родителям важно понимать, что отнюдь не высокий конкурс определяет востребованность специальности или направления подготовки, а количество выделяемых бюджетных мест. Больше бюджетных мест – значит, больше специалистов нужно и более широкий выбор потенциальных работодателей.
– В университете функционирует несколько профориентационных проектов для школьников. Это и «Городская робошкола РГРТУ», и «Городская школа программистов РГРТУ», и «Физико-математическая школа РГРТУ», и подготовительные курсы. Каких результатов вы стремитесь достичь в этой области и что планируете развивать в перспективе?
С.Б. – Наши профориентационные проекты направлены, прежде всего, на то, чтобы абитуриенты четко увидели свои склонности к предметам, более конкретно понимали свой уровень знаний, начали понимать, что перед ними (и их родителями, конечно) стоит важный выбор, который необходимо сделать осознанно. Профориентация – это первая ступень образовательной вертикали (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура) и едва ли не самая важная. Поэтому мы постоянно выезжаем в школы (в том числе соседних регионов), беседуем с учениками, а также проводим Дни открытых дверей. Ближайший из них состоится 24 ноября.
СПО
– Зачем вузам СПО? Что вы думаете о тенденции, связанной с развитием программ среднего профессионального образования на базе высших учебных заведений в целом, и на базе РГРТУ в частности?
С.Б. – Что касается СПО, то станкостроительный колледж РГРТУ имеет огромный потенциал. В колледже готовят очень востребованных сейчас специалистов, среди них – программисты и операторы станков ЧПУ. Выпускники колледжа могут выстроить различные карьерные треки. Высокий уровень практической подготовки дает им возможность сразу после окончания колледжа войти в профессию и начать зарабатывать, качественная теоретическая база позволяет продолжить обучение уже в университете, получив высшее образование.
Выпускники
– Показатели трудоустройства выпускников (а они у РГРТУ стабильно высокие) говорят о востребованности специалистов инженерно-технических направлений на рынке труда. По вашим данным, какие выпускники интересны работодателям?
С.Б. – Обучение у нас – это гарантированное трудоустройство, показатель 97%. Если говорить с точки зрения практики, еще 10 лет назад отсутствие связи между образованием и реальными навыками на рабочем месте никого не удивляли, но теперь мы не можем себе этого позволить. Продуктивное мышление и связь с реальной жизнью – это обязательное требование современных заказчиков и работодателей. Мы как вуз, работающий с предприятиями напрямую, можем говорить о следующих трендах.
Многозадачность. Запрос на кадры у компаний сейчас такой: выпускник должен решать много задач, а не одну определенную. И на рабочем месте ждут уже практиков, а не теоретиков из серии «всему научим».
Работа с искусственным интеллектом. Кадры сейчас в дефиците во всех отраслях экономики. А планы развития предприятий есть, как и рабочие места для высококвалифицированных специалистов. И выход – автоматизация и роботизация рабочих мест. Повсеместно даже на не автоматизированных конвейерах внедряются системы технического зрения. Контроль без участия человека станет нормой, а те люди, что останутся на рабочих местах, будут обязаны уметь взаимодействовать и обучать ИИ. И в офисе, и на производстве.
Написание сайтов. Люди с навыком формирования презентаций (а это уже почти все) должны будут уметь сконструировать свой сайт без базового IT-образования. Программирование упрощается, ведь создание программного кода будет иметь модульный характер.
– Как вуз планирует в дальнейшем находить баланс между запросами абитуриентов на определенные направления подготовки и спросом работодателей на рынке труда?
С.Б. – Этот вопрос решает рынок. А университет – живая система, готовая к трансформации, переменам, коммуникациям, сотрудничеству.
– Расскажите о том, как вуз выстраивает взаимодействие с местными предприятиями и организациями, заинтересованными в привлечении выпускников технических специальностей.
С.Б. – Работа с партнерами – отдельная системная работа университета. Мы сотрудничаем с крупнейшими предприятиями как Рязанской области, так и Подмосковья, других регионов. Это компании из всех сфер. Особенно выделяются крупные оборонные заводы и машиностроительные гиганты. Научные и образовательные организации – тоже поле для активного взаимодействия. Регулярно прорабатываются технологические и образовательные проекты со взаимным участием. Так, например, университет подписал соглашение о научно-техническом сотрудничестве с дочерним предприятием НПО «Высокоточные комплексы» ВНИИ «Сигнал». Сотрудничаем с МФТИ, налаживаем контакты с МАИ и другими.
О перспективах
– Каким будет для РГРТУ 2025 год: ключевые события, программы, проекты?
С.Б. – Если говорить глобально – мы хотим, чтобы университет стал заметнее на уровне страны. Мы продолжим участие в федеральных программах и грантовых конкурсах, будем активно поддерживать научные команды вуза. Продолжим проводить «Университетские смены» – всероссийский профориентационный проект, в рамках которого мы знакомим школьников из новых регионов России с Рязанской областью и радиотехническим университетом.
В 2025 году нам предстоит отметить 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы помним представителей первого поколения преподавателей и работников РРТИ, многие из которых были фронтовиками.
– Вуз в современных условиях становится площадкой и для подготовки кадров, и для проведения научно-исследовательской деятельности, и для организации взаимодействия с региональными сообществами, индустриальными партнерами. Что можете сказать по этому поводу?
С.Б. – Как верно отметил губернатор на одном из последних заседаний, радиотехнический университет для региона – серьезное конкурентное преимущество. В нашем вузе готовят хороших специалистов, поэтому многие инвесторы с удовольствием приходят в наш регион, чтобы создавать предприятия, на которых уже будет кому трудиться.
Выпускники нашего университета создают в регионе новые предприятия. Мы гордимся, что, к примеру, разработки компании нашего студента Артема Суркова были добавлены в официальную библиотеку технических решений стран BRICS, это подчеркивает их значимость и инновационность на международной арене. Компания нашего аспиранта и технологического предпринимателя Максима Папенкова является резидентом Аэрокосмической долины.
– Сергей Александрович, согласны ли вы с мнением, что университет больше нельзя рассматривать только как образовательную организацию? К чему стремится технический вуз сегодня?
С.Б. – Да, РГРТУ имени В.Ф. Уткина – это больше, чем вуз. Стремится университет к тому, с чего мы сегодня начали нашу беседу: внести свой вклад в построение технологического лидерства России через исследования и разработки. Это для страны. Быть полезным опорным вузом, поддерживая и развивая экономику, – для региона. А для студентов – стать настоящей Aльма матер, где они начали свой путь к высокооплачиваемой профессии и самореализации.
Беседовала Наталья Гордиенко