№50 (6254) от 05 июля 2024

До середины сентября в Рязанском музейном центре на улице Соборной проходит выставка-сенсация

«Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Марфа старается угодить гостю. Сделать так, чтобы ему отдыхалось в тени сада лучше, и чтобы этот дворик произвел на него приятное впечатление. А Мария ничего не делает, она жадно внимает словам пришедшего. Могла бы, конечно, и помочь Марфе, вон как она забегалась. Но женщина безучастна к хлопотам своей сестры. С точки зрения мирской морали, нашего большего уважения заслуживает как раз таки Марфа – деятельная, заботливая, инициативная. Настоящая хозяйка. Но мудрость мира сего есть безумие перед Господом. Как можно отвлекаться на что-то другое, когда рядом с тобой Истина, и этот миг прямого свидания с ней, может быть, никогда и не повторится в твоей жизни! Разумно ли в эти минуты заниматься домашним хозяйством, или бизнесом, или чем-то еще? Растрачивать себя на мелочи, когда подлинное сокровище рядом. «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея», – с состраданием говорит Спаситель. Он бы, может, и усадил рядом с собой Марфу, объяснил ей, почему важно оставить все хлопоты и заняться ими позже, но тогда он не был бы Тем, кому уже более двух тысяч лет поклоняются люди во всем мире, не был бы Спасителем, потому что только Он дает истинную свободу. И свободу выбора тоже.

Обо всем этом размышляешь у живописного полотна, с которого льется тончайший свет красок, наполняющий покоем и умиротворением. Картина Генриха Семирадского «Христос у Марфы и Марии», написанная на Евангельский сюжет в 1886 году, – в числе 109 шедевров Русского музея, которые экспонируются на выставке в РИАМЗ.

Выставку уже назвали сенсацией, и в этом определении нет ни капли лукавства. Никогда раньше коллекция Русского музея в таком составе и на столь длительный срок – два с половиной месяца – не приезжала в российские города, да еще летом, во время высокого туристического сезона в Санкт-Петербурге. Полотна снимали со стен выставочных залов, лишая возможности туристов Северной столицы встретиться с этими шедеврами Шишкина, Левитана, Репина, Врубеля, Айвазовского… Вот такой бесценный подарок от Русского музея и Министерства культуры РФ получила Рязань. «Почему это вдруг? Чем так отличился наш город?» – спросит кто-то. И мы тоже решили спросить – у Аллы Маниловой, директора Государственного Русского музея, приехавшей на открытие выставки, к которой было приурочено еще одно важно событие – подписание Соглашения о сотрудничестве с губернатором Рязанской области Павлом Малковым.

– Акция действительно уникальная и беспрецедентная, – говорит Алла Юрьевна. – Мы, конечно, часто употребляем эти слова к месту и не к месту, чтобы приподнять любое событие. Но сегодня это действительно так. Министерство культуры Российской Федерации обратилось к нам с предложением сделать выставку в новом здании Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Несомненно, сотрудники РИАМЗ получат вдохновение от возможности работать с коллекцией такого уровня. Выставка демонстрирует все этапы развития русского изобразительного искусства с XV-го по XX век, и в этом ее сенсационность. Другая особенность заключается в том, что абсолютно все экспонаты относятся к категории подлинных шедевров.

Посетители увидят произведения древнерусской живописи Новгородской, Псковской, Ярославской и других школ XV–XVII веков. В их числе Царские врата (конец XV века), Троица ветхозаветная (XVI век), житийные иконы Святителя Николая (XVII век), Святых Зосимы и Савватия (XVI век). Возможность увидеть в подлинниках русскую живопись XVII века – большое везение, потому что таких работ сохранилось очень мало, и они, ввиду особой ценности, редко путешествуют по выставочным залам.

Эпоху русского Просвещения представляют полотна, созданные великими русскими мастерами Дмитрием Левицким, Федором Рокотовым, Владимиром Боровиковским…

Произведения Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова и других выдающихся мастеров относятся к эпохе романтизма в России. Русское реалистическое искусство в экспозиции – это шедевры Ивана Крамского, Василия Перова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Василия Поленова, Ильи Репина… Русский музей хранит лучшую в стране коллекцию авангарда. Для экспонирования в Рязани отобраны классические работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Павла Филонова.

Выставка-сенсация и выставка-начало. Начало большого сотрудничества РИАМЗ с петербургскими коллегами, которое может увенчаться созданием в Рязани Культурно-выставочного центра Государственного Русского музея на правах филиала.

– Если у нас сложится этот проект, то Русский музей будет сотрудничать с РИАМЗ на системной основе. Привозить свои выставки по самым разным направлениям. И тогда Государственный Русский музей получит постоянную прописку в вашем регионе, – отметила Алла Манилова, общаясь с журналистами. – Культурно-выставочные центры на правах филиалов уже открыты в Ярославле, Печорах. А в Нижнем Новгороде Русскому музею предоставляют целое здание на территории кремля.

РИАМЗ – хорошо оборудованная, современная площадка для присутствия Русского музея на Рязанщине. Залы Музейного центра на Соборной прекрасно выдержали экзамен на проведение выставок самого высокого уровня. Но не только в этом ценность сотрудничества. На протяжении нескольких десятилетий Русский музей считается одним из важнейших, если не главным научно-методическим центром для музеев страны. Здесь сложилась научная школа для подготовки и переподготовки музейных кадров. А еще это новейшие мультимедийные технологии, виртуальные путешествия по выставочным залам, реставрационным мастерским, с глубоким погружением в художественное пространство и историю создания отдельных экспонатов. Целый зал на выставке «Шедевры Русского музея» в РИАМЗ посвящен мультимедийному проекту и во всей красе демонстрирует его возможности. Посетителей будут ждать образовательные, просветительские, инклюзивные программы.

«Добро пожаловать в Русский музей, в Рязань», – закончила свою речь на торжественной церемонии открытия выставки в присутствии рязанского губернатора Алла Юрьевна Манилова. Культурная столица России с берегов Невы посылает теплый привет городу на Оке – в год 140-летия Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

Димитрий Соколов
Фото автора
0+

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое