Самир Гараев и выпускники курса школьных медиаторов

№94 (5999) от 10 декабря 2021

В Рязани прошел выпуск юных медиаторов

Круглый значок с эмблемой, повязка на рукаве. Илья Калинин может собой гордиться – сегодня он получил свидетельство о прохождении курса «Школьная медиация», а значит, сможет участвовать в разрешении споров и конфликтов. Без них, увы, не обходится ни одно учебное заведение. Но важнее знаков отличия те знания, которыми вооружил юных медиаторов рязанской школы № 26 региональный Центр медиации и права.

– Ребята постигали основы бесконфликтного общения, учились регулировать сложные взаимоотношения в подростковой среде и теперь могут выступать арбитрами в спорах, – говорит исполнительный директор АНО «Рязанский центр медиации и права» Самир Гараев.
Это очень непросто – добиться того, чтобы вспыхнувший конфликт, помноженный на подростковую эмоциональность, себя исчерпал. Наблюдаю за тем, как Самир Нариманович объясняет тонкости взаимодействия с участниками спора:
– Когда вы начинаете заниматься примирением сторон, ни в коем случае нельзя поддерживать одну из них. Вам необходимо соблюдать нейтралитет. Беспристрастность повышает доверие. И очень важна конфиденциальность общения. Все, о чем рассказывают люди, должно остаться между вами.
Опытного наставника, имеющего за плечами сотни разрешенных личностных конфликтов, внимательно слушают Александра Нестерова, Михаил Ермаков, Алина Щукина и Виктория Смирнова. После ряда тренингов они самостоятельно сумели провести процедуру медиации и помирить одноклассников. Оказалось, что за агрессией одного молодого человека скрывалось обычное желание обратить на себя внимание и войти в компанию сверстников, которые его игнорировали.
«Очень показательный пример, – говорит Самир Гараев. – К сожалению, мы не приучены открыто говорить о своих желаниях. О том, что нас не устраивает и что мы хотели бы изменить. В нас воспитывают скромность, но это не та скромность, которая украшает человека. Здесь происходит подавление эмоций. Часто оно – из-за боязни не оказаться в тренде, вызвать ответное недовольство. Внутренний конфликт тлеет и переходит во внешний. Причем агрессия часто выливается не на тех, кто послужил ее причиной, а на посторонних людей». Из-за этого, кстати, убежден профессиональный медиатор, дети часто меняют школы. «Там, где нет профессиональной площадки для выяснения отношений, частыми гостями становятся сотрудники по делам несовершеннолетних, – говорит Самир Гараев. – Когда человеку удается выговориться и сообщить о своих потребностях другому, пожаловаться на то, что его морально угнетает, ситуация становится прозрачной и с ней можно работать».
Свидетельства о прохождении учебного курса получают 14 воспитанников школы. Их вручает Самир Гараев, директор школы-интерната № 26 Марина Бойко и депутат городской Думы Елена Волкова.
Нынешний выпуск юных медиаторов стал возможен благодаря гранту, полученному от регионального министерства по делам территорий и информационной политике. Службы медиации появились практически во всех рязанских школах. Они созданы по рекомендации Министерства образования России. Проблема в том, что большинство из них существуют только номинально и не занимаются выявлением и разрешением школьных конфликтов. А ведь эта деятельность важна для всего общества, а не только для системы образования. Не научившись мирно взаимодействовать друг с другом в сложных ситуациях, выпускники забирают свои привычки во взрослый мир, а потом воспроизводят их в своих семьях и на работе. Круг замыкается. Обучение ребенка медиации – это в действительности преобразование ума. Такие люди уже в юном возрасте начинают понимать, что агрессивный человек ничего не добьется в жизни.

Медиация – это альтернативный способ разрешения споров, когда никто ничего не навязывает и не принуждает к каким-либо действиям

Димитрий Соколов
Фото и видео автора