Штрих-код качества


11

«Рязанские ведомости» и аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей ведут совместный информационно-просветительский проект. На страницах «РВ» бизнес-омбудсмен Михаил Пронин рассказывает о новшествах законодательства в сфере бизнеса и отвечает на самые острые вопросы предпринимателей.


С 1 июля российские (и рязанские) фармацевтические организации перешли на работу по новым правилам. Обязательной для них стала маркировка препаратов и продажа их с учетом регистрации в специальной системе.

Времени на подготовку к запуску новой системы у аптек и производств, выпускающих лекарства, оказалось совсем мало – в период пандемии они работали гораздо более интенсивно, чем прежде. Тем не менее условия подключения к системе маркировки выполнили почти все: по сведениям Росздравнадзора, к системе «Честный знак» – оператору системы маркировки, подключились 91% аптек, за исключением тех, кто закрылся или находится в стадии ликвидации.

Несмотря на то что процент подготовки оказался высоким, вопросы у фармацевтов остались – чтобы решить их, уполномоченным было организовано видеосовещание с представителями аптек, к которому подключились представители министерства промышленности и экономического развития, а также Росздравнадзора. Совещание показало: основная проблема, которая волнует всех участников рынка, – не отлаженная система работы маркировки, контроля за продажей маркированных лекарственных средств. Так, представители аптек жаловались на некорректную работу сервиса «Честный знак», который не позволяет ввести актуальные сведения о движении товаров. Также часто фиксируются технические сбои на портале при вводе данных, в течение нескольких дней недоступен личный кабинет отдельного предприятия: все это, вместе взятое, существенно затрудняет практическую работу с маркированными лекарствами.

У тех, кто работает на селе, есть и другие проблемы, кроме технических: как поставлять препараты в сельские ФАПы и снабжать льготников? В сельских амбулаториях вряд ли установлены приборы для считывания маркировки, а кто будет компенсировать аптекам средства на лекарства для льготников, и вовсе непонятно. Также неясно, кто должен отслеживать движение таких лекарственных препаратов. Все эти вопросы нуждаются в отработке в практическом русле с участием министерства здравоохранения, Росздравнадзора. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области также примет участие в этой работе. Готовы помочь фармацевтам сориентироваться в работе и в региональном минпроме – здесь по вопросам маркировки сформирован оперативный штаб.

Вопросы маркировки, ставшие центральной темой совещания, высветили и другие проблемы, которые связаны с работой фармацевтического рынка. Речь идет, в частности, о системе налоговых льгот для аптек. За предоставлением преференций аптеки обращались ко мне и региональной власти еще до пандемии – сейчас, в связи со сложившейся ситуацией, вопрос не снят с повестки дня, но отложен: все-таки аптеки чуть менее пострадали от ограничительных мер, чем другие отрасли, нуждающиеся в поддержке.

Чуть более остро стоит вопрос с налоговыми льготами для производственных аптек – тех, где можно заказать лекарства и мази. Сейчас таких аптек в области осталось совсем немного, чуть менее десятка, они нуждаются в поддержке, чтобы не закрыться, не выдержав конкуренции с аптечными сетями из других городов и аптеками, торгующими готовыми формами. Для таких пунктов власти готовы рассмотреть возможность введения индивидуальных льгот. Вопрос рассматривается и взят мной на контроль.

Спроси бизнес-омбудсмена, отправив свой вопрос на rv@rv.ryazan.ru

Подготовила Екатерина Детушева