№85 (6090) от 11 ноября 2022
Все мы с детства любим сказки. Впрочем, наивно думать, что сказка – это беззаботный мир.
С тех, кому многое дают, там многое и спрашивают, все герои так или иначе перерождаются в ходе сюжета, а без пугающих моментов и вовсе ни одна история не обходится… Через метафоры и аллегории проступает реальный мир, а заодно варианты решения проблем. В церемонии вручения областной театральной премии «Зеркало сцены» сошлось все – и дань уважения Году культурного наследия народов России, и общий интерес к волшебству, и желание посмотреть на современный мир по-особому. И все это удалось, а кому-то даже больше прочих.
«Сказка наяву» – такую тему заявили организаторы уже восьмой церемонии. В разные годы «Зеркало сцены» проходило в стилистике оперы, парижской романтики, джаза… В этот раз артисты и зрители в очередной раз убедились, что русская народная культура не менее разнообразна. В фойе всех притягивала фотозона с дубом из Лукоморья и Котом Ученым. На сцене настроение создавали солисты Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова. В зрелищную программу вошли народные танцы и хип-хоп импровизации, русские песни а капелла и под музыку, трюки и световые шоу. Ощущение чуда поддерживали искрометные выходы фокусника Олега Мельникова в боярском костюме. А за юмор и непринужденность отвечали специальные гости и ведущие церемонии – комедийные артисты Эдуард Радзюкевич и Галина Данилова.
Организатором «Зеркала сцены», как и прежде, выступило областное отделение Союза театральных деятелей РФ. Церемония, которая проводилась даже в сезоны с самыми строгими карантинными мерами, в этом году наконец состоялась в полном формате. К сожалению, в список номинантов не вошли детские постановки. В последних сезонах из-за карантинных ограничений театры переориентировались на показы для взрослых с частичной рассадкой в залах. Сыграло свою роль и то, что Рязанскому театру юного зрителя пришлось демонстрировать свои постановки лишь на видео: в здании театра продолжается ремонт.
Премии присуждали именитые театральные критики и искусствоведы, а возглавила комиссию известный рязанцам театровед Марина Тимашева. Наряду с членами жюри дипломы и призы – статуэтки с росписью в русском народном стиле – вручали министр культуры региона Марина Кауркина, председатель Рязанской городской Думы Татьяна Панфилова, директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов, скульптор, почетный член Российской академии художеств Раиса Лысенина и другие известные в сфере культуры рязанцы.
По итогам «Зеркала сцены – 2022» две награды в разных номинациях получил Рязанский музыкальный театр, который представлял спектакли «Баядера» и «Интрига». Солистка Ирина Воликова награждена за лучшую женскую роль, а ее коллеги Сергей и Марина Головкины – за лучший дуэт. Еще пять статуэток с росписью в русском стиле забрал Рязанский театр драмы: от него на конкурс номинировали авангардную версию чеховского «Иванова» и энергичную комедию о конфликте поколений «Я танцую как дебил» рязанского драматурга Игоря Витренко. Режиссер Дмитрий Акриш отмечен за решение «Иванова», артист Никита Московой-Руссо – за яркие образы в обоих спектаклях. Валерий Рыжков и Роман Горбачев исполнили, по мнению жюри, лучшую мужскую роль и роль второго плана в «Иванове». Помимо этого, приза в спецноминации «Мастер» удостоена Надежда Полякова, заведующая художественно-модельерным цехом.
А безусловным триумфатором премии стал Рязанский театр кукол. В этом году коллектив унес сразу девять наград. Среди них приз в специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Ольги Ковалевой, заслуженной артистки России, и награда Дарьи Ефремовой как лучшей молодой актрисы: ее Лаура в «Маленьких трагедиях» запомнилась многим. Но большинство призов – в том числе за лучший спектакль – все-таки у «Синей Бороды», восхитительно нежной, пугающей и волшебной сказки о преодолении страхов в себе. Недаром режиссер Анна Коонен получила специальную награду жюри за «театральную поэзию», а сама постановка вошла в лонг-лист национальной премии «Золотая маска». Оценить эту и другие работы рязанских театров можно будет в текущем сезоне. А пока благодарим всех за возможность встречи, общения, прикосновения к чуду – и самого существования людей, которые делают чудо реальностью.
Татьяна Кармашова
Фото автора и Димитрия Соколова