№57 (5962) от 30 июля 2021
Кинорежиссеру Ивану Лукинскому исполняется 115 лет. Мы помним о нем
Иван Владимирович Лукинский родился в Скопине 29 июля 1906 года. Его пращуры c ХVI века служили детьми боярскими и городовыми дворянами по Ряжску. Последним владельцем имения в селе Кисьва Пронского уезда был его дед – губернский секретарь Петр Андреевич Лукинский. Отец будущего народного артиста и лауреата Государственной премии – Владимир Петрович – служил в дворянской опеке. Мать – Александра Николаевна Иорданова – дочь почтмейстера Скопинской почтовой конторы.
«Любовь – книга золотая»
В начале прошлого века уездный Скопин бурлил любительскими спектаклями и музыкальными вечерами. «В Скопине активно действовали два театра – «Труд» и «Луч». Основной состав в этих театрах был из профессиональных актеров, но и нам, городским любителям, работы хватало. Мне же приходилось играть и в том, и в другом. Прибежав из школы домой, наскоро перекусив, спешил вместе с товарищами на репетицию». Одна из афиш театра «Луч», располагавшегося в городском саду, приглашала 4 июля 1923 года на спектакль «Любовь – книга золотая» по пьесе А.Н. Толстого. Действие трагикомедии относилось к екатерининскому времени. Лукинский играл в спектакле комическую роль мужика Федора, которого княгиня заставила представлять лешего. Появлялся босиком в длинной рубахе враспояску. Роль имела успех. По окончании школы он уехал в Москву, собирался поступить актером в один из столичных театров. Газета «Буревестник» киностудии им. Горького писала в 1976 году: «В середине двадцатых годов, сразу же после окончания гражданской войны, в Москву из города Скопина приехал девятнадцатилетний юноша. С вокзала он отправился в театр. На другой день отыскал кинотеатр, потом другой, третий… А затем снова приехал на вокзал и поступил работать на железную дорогу слесарем».
На пути к мечте. Малые ремонтные мастерские
Устроился помощником слесаря вагонного отделения малых ремонтных мастерских Московско-Казанской железной дороги в Ольховском переулке. Сохранились книжки о выдаче ему костюма, валенок, полушубка и слесарного инструмента. После работы и в выходные Иван спешил в рабочий клуб – Объединенный клуб им. Октябрьской революции Дорпрофсоюза Моск.-Казанской ж.д. «И началась интересная жизнь… Днем – напряженная работа в депо, а по вечерам – художественная самодеятельность, театр, библиотека, учеба…» – вспоминал Иван Владимирович. По воспоминаниям его родственников, здесь он ставил первые спектакли. Новая любовь – кино – совпала с тогдашним трендом профсоюзной и партийной деятельности. Ведомственная газета «Гудок» называла кино «наиболее углубленной отраслью художественной работы в клубе». Старательность и деловитость Лукинского заметили, и комсомольская организация направила его в 1929 году в Промышленно-экономический институт им. А.И. Рыкова, где он успешно учился год на факультете потребительской кооперации.
Исполнение желаний
Но все-таки решил попробовать свои силы в кино. И получилось! В 1930 году он поступил в Государственный институт кинематографии. Экзамены принимал Всеволод Пудовкин. Его зачислили в мастерскую Льва Кулешова, учениками которого были Б.В. Барнет, М.И. Ромм и сам Пудовкин. В этой же мастерской преподавал Сергей Эйзенштейн. Иван изучал будущую профессию с интересом. Первая практика в июне 1931 года – по заданию Боевого управления в Московской артиллерийской школе им. Красина. Затем он направляется в Ленинградский военный округ в составе съемочной группы Московской кинофабрики, к тому времени расположившейся на Потылихе, д. 54. В скором времени она обретет имя «Мосфильм».
На всю жизнь осталась в его памяти стажировка у Григория Александрова на съемках фильма «Веселые ребята». Зрителям же он запомнился статным деревенским парнем с гармонью, шагающим за Утесовым в первых кадрах фильма. Успех «Веселых ребят», номинировавшихся в национальной кинопрограмме на приз Венецианского фестиваля, Лукинский повторил много лет спустя со своей картиной «Чук и Гек», получив премию за лучший фильм для детей.
Незаметно прошли годы обучения. Его дипломный документальный фильм «Высокая долина» снимали в Таджикистане на Сталинабадской киностудии. Иван Владимирович снова возвратится сюда в 1941 году, сопровождая вагон с техникой киностудии «Союздетфильм», куда он пришел за четыре года до войны. В январе 1943 года, во время работы над фильмом «Лермонтов» и фронтовыми сборниками, его, имевшего бронь, направили на курсы среднего политсостава. Медкомиссию он не прошел и возвратился в Душанбе. Но его снова призвали. Ему предстояло служить в тыловой части. Вмешался Михаил Роу, художественный руководитель управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. Он направил письмо начальнику отдела кадров Политуправления САВО: «Я убедительно прошу Вас или дать тов. Лукинскому возможность закончить работу над картиной, или же использовать его на политработе возможно ближе к его специальности». Судьба распорядилась так, что 15 июня 1943 года он, как режиссер картины «Конец Кащея», отбыл в район Семипалатинска для выбора мест съемок. В прокате это фильм назывался «Кащей Бессмертный» – одна из лучших киносказок.
Признание
В своих воспоминаниях Иван Владимирович снова и снова возвращался к своей любимой картине «Чук и Гек». Он вспоминал: «Съемки велись <…> под Москвой близ Звенигорода, часто в сильные морозы. Мы очень боялись за ребят: как бы они не простудились, не обморозились. Но все прошло хорошо». На съемочной площадке было гораздо сложнее. И то, что в картине казалось естественным, на съемках давалось большим трудом. Чтобы Гек в картине плакал по-настоящему, ему однажды пришлось сказать, что он совершенно не подходит для съемок. Реву здесь, да и притом самого что ни на есть настоящего, было столько, что хватило бы и на два фильма.
Потом была кинокомедия «Солдат Иван Бровкин». Историю «непутевого парня» режиссер рассказал с добрым юмором, без назидания. После успеха картины появилась вторая серия «Иван Бровкин на целине». За съемки ленты Иван Владимирович был награжден медалью «За освоение целинных земель». Были планы и третьей картины «Иван Бровкин – директор». Откуда взялась фамилия Бровкин, останется за кадром. Но она встречалась в Скопине, и земляки сразу подметили это. Как и то, что в «Деревенском детективе» участковый носил фамилию Анискин. В Скопине до войны действительно был начальником райотдела милиции Анискин.
Муза вдохновения
Все годы с ним была его жена, Калерия Александровна Бородина, по рождению – скопиночка. Познакомились они, по рассказам супруги его племянника Лилии Григорьевны Вороновой, в Москве. Он был абсолютным авторитетом для нее, а она – его музой. Она – выпускница Московского института инженеров геодезии и картографии, кандидат технических наук, а он – режиссер. Юная Лера в конце двадцатых уже блистала в главных ролях детских театральных постановок в гарнизонном клубе. Если корни Лукинского – от служилых землевладельцев, то Бородины – из старинного купеческого рода.
«Ребята, не пылить!»
Недаром люди выбирали Ивана Владимировича на ответственные должности с первых дней его работы на киностудии. Студийная газета «Буревестник» от 9 августа 1976 года отмечала, пожалуй, определяющую черту его характера: «Режиссер Лукинский необыкновенно требователен к себе и к своим коллегам по созданию произведений, ко всему, что имеет прямое отношение к съемкам фильма». Ироничный склад характера и нацеленность на результат помогали ему в самых трудных моментах съемок. Так, в Костроме на съемках его фильма «Истоки» случился брак трех тысяч метров пленки. Впору отчаяться. И вот уже раздается бодрый голос: «Ребята, не пылить!» Собирается штаб, решается, как строить работу дальше.
В доме Лукинских никогда не было «нужных» людей, но всегда были друзья. Частыми гостями в его доме были скопинцы. Да и сам кинорежиссер старался ежегодно бывать на родине. На Октябрьской улице жила его сестра – Анна Владимировна Воронова. Во время войны она работала машинисткой в пехотном училище, а после – в редакции районной газеты. В «Буревестнике» 10 августа 1981 года коллеги поместили к его юбилею заметку. В ней была дана оценка художнику и гражданину: «Жизнерадостный, по-доброму ироничный и общительный, он мгновенно прокладывал пути к сердцам друзей-единомышленников. И каждый из нас с нетерпением ожидал того времени, когда он подойдет в кулуарах студии, положит руку на плечо, улыбнется с лукавинкой и скажет больше утвердительно, чем вопрошающе: «Ну что, скрутим фильм?!» И мы с радостью и, что уж греха таить, с гордостью шли к нему в съемочную группу «крутить фильм», хотя знали, что нам уготована напряженнейшая работа».
Владимир Коростелев
Благодарю за оказанную помощь внука режиссера Сергея Владимировича Лукинского и Лилию Григорьевну Воронову.