№22 (6226) от 22 марта 2024
В год 85-летия Рязанской областной филармонии хочется вспомнить ее артистов, которые не только выступали на областной сцене, но и несли высокое искусство в глубинку, занимаясь музыкальным просветительством. Среди них – солистка Татьяна Борисовна Соколова.
Молодая скрипачка Татьяна Соколова приехала в Рязань в 1963 году из Омска, где несколько лет работала солисткой филармонии. В большом сибирском городе она не только выступала с сольными программами, но и помогала заявить о себе местным композиторам, исполняя их произведения со сцены. Одно из таких выступлений на Съезде композиторов Сибири отметил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, отозвавшийся о солистке филармонии так: «Хорошо прозвучавший концерт».
В Рязани талантливую выпускницу Новосибирской государственной консерватории сразу же зачислили в штат областной филармонии. У директора Ю.С. Рыкова были большие планы на гастрольную деятельность по области. А Татьяна Борисовна Соколова была единственной скрипачкой в филармоническом коллективе в середине 1960-х годов.
«Игру Татьяны Соколовой отличают особая теплота и задушевность звучания. Ей доступно большое разнообразие звуковых красок – от легкости, воздушности, даже изысканности до сильных, мощных, напряженных звучаний… Чрезвычайная взволнованность, передача всех оттенков настроения, нежность – вот что привлекает слушателей в игре этой скрипачки, – писала в газете «Приокская правда» музыковед Елена Виноградова. – Но успех и признание не приходят просто так. С самого раннего детства не расставалась Соколова со скрипкой. Музыкальная школа, потом училище, потом Новосибирская консерватория, где она училась у профессора А.А. Амитона – ученика одного из основоположников советской скрипичной школы А.И. Ямпольского. Когда Татьяна заканчивала консерваторию, о ней как о талантливом музыканте писала газета «Советская культура».
Постепенно в филармоническую группу вливались новые исполнители – выпускники Московской, Горьковской, Саратовской, Казанской, Свердловской консерваторий. Образовалось несколько групп артистов, каждая из которых включала музыковеда, ведущего и исполнителей: вокалиста, концертмейстера, инструменталиста, мастера художественного слова. Начал работать лекторий. Группы выступали в районах области, на полях и фермах, во Дворцах культуры, в сельских и городских школах.
Каждый месяц Художественный совет филармонии принимал новую программу. В репертуаре Татьяны Соколовой были произведения Чайковского, Бетховена, Глиэра. Шостаковича, Масснэ и других. В конце 1960-х в Рязань приехали новые музыканты – выпускница Гнесинского института Галина Болховитинова и выпускница Московской консерватории Тамара Иванишко.
Начался новый этап творческой жизни. По инициативе Татьяны Борисовны Соколовой в филармонии был создан камерный ансамбль – фортепьянное трио. Публика тепло встречала выступления артистов. Трио стало визитной карточкой филармонии, ее классического концертного репертуара. Многие произведения обыгрывались сначала в клубе ОЛИМП библиотеки имени Горького, руководитель которого Тамара Николаевна Цуканова многое сделала для музыкального просветительства в Рязани. Ею была собрана богатейшая фонотека и спасены пластинки опального Мстислава Ростроповича в годы его изгнания из СССР.
70-80-е годы прошлого века можно считать расцветом гастрольной филармонической деятельности в Рязанской области. Классическая музыка в исполнении филармонических артистов звучала в глубинке, в самых отдаленных селах и деревнях. Так выполнялась программа культурного воспитания населения, подрастающего поколения, приобщения людей к музыкальной мировой культуре. Способствовал этому прекрасный, сплоченный коллектив талантливых и самоотверженных артистов, готовых ехать в любые командировки на допотопном транспорте, невзирая на погоду. Часто бывало, что машины застревали в снегу, в грязи на проселочных дорогах, и на помощь водителю приходили артисты, выталкивая автомобиль из ям и раскисшей колеи. Последствия таких экстремальных командировок, влиявших на здоровье, многие артисты потом испытывали всю жизнь. Но это никак не отражалось на творчестве, на качестве выступления в нетопленных залах и насквозь продуваемых фермах. Доярки, скотники, механизаторы впервые слышали скрипку, виолончель в живом звучании. Восхищались проникновенностью выступлений Тамары Иванишко (виолончель), Татьяны Соколовой (скрипка), Ольги Разногорской (сопрано), Ольги Мельниковой (сопрано), Татьяны Пушкиной (музыковед), Галины Ростковой (музыковед), Николая Белого (баритон), Геннадия Мусихина (бас), Константина Лыжкова (фортепьяно), Николая Сычёва (тенор), Виктора Кригера (бас), Светланы Мамиконян (сопрано), Евгения Антипова (фортепиано), Светланы Беловой (музыковед), Александра Каратаева (тенор). Более того, артисты зачастую сами выступали в роли администраторов концертов и справлялись с задачей на отлично.
Но начиналась перестройка, внесшая сумбур в налаженную жизнь многих коллективов. Местное руководство принялось рьяно исполнять директивы о переводе искусства и культуры на самоокупаемость и хозрасчет, на экономию бюджетных средств, на сокращение штатов. Кто-то решил, что в филармонии не нужно иметь столько артистов, достаточно заниматься прокатной деятельностью, сдавать залы в аренду. Менялась и жизнь вокруг. Предприятия и хозяйства стали в одночасье частными и свернули всю непрофильную деятельность, в том числе по культурному обслуживанию населения. Слом культурной системы отразился на судьбах филармонических артистов. Некоторые из них, невзирая на давление и тяжелый моральный климат, продолжили бороться за право и дальше заниматься искусством, прошли переаттестацию в других городах, где комиссии подтвердили высокий профессиональный уровень рязанских исполнителей. Татьяна Соколова в своей сольной карьере поставила точку. Однако вскоре областное управление культуры назначило Татьяну Борисовну на должность заместителя директора областной филармонии. В новой, непривычной для себя должности она успешно проработала до 1995 года. Это время отмечено яркими и незабываемыми гастролями в Рязани первоклассных исполнителей классической музыки, памятными встречами с мастерами сцены. Продолжалась деятельность лектория. Но, конечно, уже совсем в других масштабах. Именно в начале 90-х Рязань стала принимать у себя звезд российской эстрады. Областная филармония организовывала концерты знаменитых певцов и вокально-инструментальных ансамблей, мэтров эстрадной сцены. Это позволяло зарабатывать средства на осуществление других важных направлений филармонической просветительской работы.
Практически 30 лет своей трудовой, творческой деятельности Татьяна Борисовна отдала Рязанской областной филармонии, оставив о себе добрую память в сердцах коллег, работников концертного учреждения и зрителей, которые с ностальгией вспоминают чистое звучание скрипки, ее голос, проникающий в самое сердце и возвышающий душу. А это и есть самая главная награда исполнителю, любому человеку. Ведь это значит, что осуществилось его призвание – влиять на жизни других людей, делать их более возвышенными и совершенными.
Дмитрий Леонов