№04 (6308) от 22 января 2025

Чем больше мы погружаемся в мир будущего, который почти полностью состоит из цифровых технологий, тем больше всплывает подробностей о том, что всё не так уж и радужно в той эпохе, в которой мы живем.

Не так давно приводилось исследование, которое касалось процессов в мозге современных подростков. Они при обучении или проведении досуга получают информацию не из книг или журналов, а с цифровых носителей, преимущественно через интернет. Как и ожидалось, первое что выяснили: доступ к разнообразной информации у нынешнего подрастающего поколения гораздо шире, также больше круг тем, которые удается охватить за расчетное количество времени. Скорость обучения благодаря цифровым технологиям выше…

А теперь та самая «ложка дёгтя», которая превращает «цифровую бочку мёда» в нечто иное, не то, что нам бы всем хотелось. Исследование ученых-биологов выявило также, что у школьников в возрасте 9-10 лет, которые за контентом обращаются к компьютеру или смартфону, поначалу идет активный набор самой разнообразной информации, расширение кругозора и эрудиции. А потом начинается тревожное явление – истончение коры головного мозга. Происходит ее дегидратация, нейроны начинают хуже образовывать связи и резко замедляются в развитии мозга. Для справки: это самое развитие головного мозга возможно только в детстве, когда он растет, формируются нейронные связи в таком количестве, в котором они уже не смогут выстраиваться во взрослом возрасте. Иными словами, упущения в этом вопросе, допущенные в детстве, потом никак не исправить.

Почему же так происходит? Дело в том, что мозг человека – это эволюционным образом сформированная «машинка» для решения жизненно важных и сложных задач с подключением очень большого объема памяти и умственных способностей, связанных со стратегическим мышлением и проектной деятельностью, просчитыванием рисков и умением дорисовать невидимую в конкретный момент, но существующую картину мира для лучшего ориентирования в пространстве и в собственных задачах. То есть мозг решает сложные задачи и развивается благодаря серьезному напряжению. Именно так напрягались люди предыдущих поколений, когда надо было получить хорошее образование, пользуясь только небольшим набором книг и конспектов, когда приходилось постоянно посещать читальные залы библиотеки и неделями ждать заказанную в другом городе редкую справочную литературу. Очень многое приходилось делать самостоятельно. У каждого был свой способ что-то узнать и подготовиться к экзамену.

В наше время всё настолько просто, насколько это возможно. И в результате впервые в человеческой истории мозг детей и подростков работает не под необходимой для развития нагрузкой, связанной со множеством неудобств, а совсем в другом режиме. Это вызывает теперь уже научно доказанную, приобретенную деградацию на физиологическом уровне. Иными словами, за что боролись, на то и напоролись. Прогресс направлен на повышение удобства жизни, но в итоге достигнут вредный эффект. Дошло до того, что «оцифрованная» молодежь практикует «внешнюю память», не имея своей собственной, внутренней. Как только возникает хоть какой-то вопрос, они лезут в интернет, находят ответ, применяют его на практике и тут же забывают до следующего раза, когда снова потребуется обращение ко всемирной сети.

Как же быть? Есть ряд соображений, которые сводятся к тому, чтобы скорректировать общение с цифровым миром и вернуть хотя бы детей к практике чтения книг и писания от руки. И то, и другое очень хорошо развивает пространственное и смысловое мышление. А еще нужно дать понять подрастающему поколению, что их ценность на рынке труда будет тем выше, чем больше они применяют для самообразования именно устаревшие технологии. Такой вот парадокс. И связан он как раз с тем, что чем больше человек зависит от интернета, а не от собственного мозга, тем в большей степени он сам может быть заменен автоматизированной программой. И чтобы этого не произошло, надо брать оригинальностью собственного мышления, творческим потенциалом и носить в себе столько информации, сколько удастся запомнить.

И даже в XXI веке хорошая домашняя библиотека по-прежнему важнее, чем мощный компьютер.


Самое читаемое