№51 (6056) от 15 июля 2022
Смогли участники нового проекта, который открылся в «Фотодоме»
Участниками коллективной выставки стали те, кто год назад представили проект «Пальто».
– У каждого из нас есть в жизни что-то, кто-то, событие, явление, которое постоянно присутствует в нашей жизни, но оно незримо. И вот этой выставкой мы попытались это незримое материализовать, – пояснила тему на открытии выставки директор «Фотодома» Виктория Филиппова. – Выставка получилась очень разной, но вся она – творческое пространство для высказывания каждого автора.
В экспозиции больше 20 работ: фотографии, инсталляции, графика. Большинство историй очень личные. Тем ценнее то, что авторы решились рассказать их зрителю. Слово авторам.
Леня Агальцов:
– Сама цель выставки – поделиться какими-то личными впечатлениями со своим зрителем. В рамках нашей тусовки мы друг друга слышим, понимаем, обмениваемся творческим опытом, а зритель всего этого не видит. Поэтому выставка – это личный шаг навстречу зрителю.
Как художник я работаю с теоэстетикой, изображением Божественных мотивов вне религии. Эта работа из серии лиц ангелов, вырезанных в кирпиче. Мне хотелось, чтобы в самом простом предмете, таком, как кирпич, деревяшка, затрагивались сложные, философские темы.
Ольга Джафарова:
– У меня опять дом. Старые дома существуют в двух измерениях. С одной стороны, они разрушаются в реальном времени. С другой стороны, они живут в нашей памяти. Этот дом живет и там, и там одновременно.
Мы тоже существуем в двух измерениях. Седеем, обрастаем опытом и морщинами день ото дня. Навсегда остаемся детьми и верим в чудо – в пространстве памяти.
Мария Зайцева:
– Я попыталась показать кусочек своего детства. Мой дедушка умер задолго до моего рождения, и чтобы мне не было обидно от того, что у других есть дедушки, а у меня нет, бабушка в день рождения деда накрывала таким образом стол и говорила, что Бог отпустит его в этот день посмотреть на меня, как я выросла, и что дед этого дня очень ждет. Когда я просыпалась утром, то видела надкусанный хлеб, нарочито разбросанные крошки, чтобы я поверила в то, что он приходил. И я вправду верила в это и в то, что он существует. Теперь бабушки нет, я по ней очень скучаю. Я написала ей письмо.
Андрей Карев:
– Году в 1982-м, наверное, получаю «Советское фото» (журнал – Л.Т.) и вижу публикацию Бориса Смелова. Как она там оказалась, трудно сказать – от опального питерского фотографа. Там были изображены натюрморты, старинные предметы. Но сняты они были так, как будто человек только что здесь был и ушел. Этот эффект незримого присутствия человека произвел на меня тогда огромное впечатление.
На этой выставке я представил курьез из учительской жизни, когда всеми силами старался увильнуть от нудных и неинтересных учительских совещаний.
Я вел уроки истории в старших классах и, бывало, создавал эффект присутствия. А фотография сделана, когда я был студентом пединститута. Меня отправили на практику в село Высокое Рыбновского района. Я жил в огромном доме, который построил человек, который работал в администрации Сталина. После смерти Сталина он ушел на другие роли, а дом огромный остался. Человек, который его построил, умер. Осталась бабушка, у которой я жил. В огромной комнате с единственной огромной лампой. Кадр сделан обычной длинной выдержкой. Я немного посидел, а потом встал и ушел. Вот такой эффект получился.
Ника Георгиева, «Семейный альбом»:
– Для меня проект «Эффект присутствия» – про память. Память о людях, которых со мной нет, но они все равно присутствуют в жизни.
За день до открытия мне на глаза попалась эта цитата. Я не помню ни автора, ни книги, но, наверное, лучше и не сказать:
– Если бы ты был здесь, то я бы тебя обнял.
– Я здесь.
Они, все мои, здесь.
В проекте также приняли участие Роман Багров, Кирилл Александров, Екатерина Горбачева и Екатерина Беспалова. Выставка «Эффект присутствия» работает в «Фотодоме» до 3 августа, вход свободный. 0+
Людмила Трухина
Фото автора

















Купить электронную копию газеты