№52 (6256) от 12 июля 2024

Рязанская архитектура идёт в ногу со временем

Процент урбанизации Российской Федерации составляет сейчас не менее 75%. То есть трое из четырех жителей страны проживают в особом мире, целиком спроектированном архитекторами. От натурального ландшафта в городах не осталось ничего, в том числе деревьев, потому что даже они, и кустарники тоже, высаживаются искусственно на заранее определенных для этого местах.

И от того, как создатели такой «микровселенной» поработали, насколько они профессиональны и всестороннее развиты, зависит настроение и даже линия жизни обитателей искусственного мира городов и поселков. Там уже не ощущается присутствия натуральной природы, зато атмосфера, которая была в голове проектировщика, – тут как тут.

Изменить нельзя сохранить

Почти все нововведения в области архитектуры в первой половине ХХ века приветствовались. Считалось, что чем больше разрушить старого и на его месте построить нового, более рационального, безупречного с инженерной точки зрения, тем лучше станет жизнь в целом. Практика нескольких поколений показала, что это не так. И дома-коробки – символы конструктивизма и дешевого квадратного метра, выросшие на месте живописных районов с частными домами, где к каждому прилагался уютный садик, – то, с чем приходится сейчас мириться, а не наслаждаться. Нужны компромиссы и свежие идеи – как сочетать высокую плотность населения, неизбежную в современных городах, с необходимостью сделать каждую часть поселения симпатичной, дружественной человеку.

– Сейчас говорят об инновациях, в том числе и в архитектуре, но есть проблема: нам нужно сохранить то, что имеется. Как раз для этого необходимо применять и новые технологии, и материалы. К примеру, есть историческое поселение, где стоят красивые кирпичные дома, но таких кирпичей больше не изготавливают, надо искать другие решения. Или историческая застройка в городе Рязани – уже очень плотная, и далее ее уплотнять не нужно. Требуется выйти за эти пределы и искать новые градостроительные решения, чтобы город развивался на новой территории, а не за счет ухудшения жизни в уже существующих районах, иначе будет коллапс, – говорит и.о. заведующего кафедрой «Архитектура, градостроительство и дизайн» Рязанского политеха Наталья Осина.

Здание – специалист

Новой тенденцией в архитектуре стала предельная «специализация» зданий. Если раньше лечебное заведение, к примеру, или библиотеку размещали в типовой постройке, и отличаться друг от друга они могли только вывеской на двери, то в современной архитектуре по самому внешнему виду и тем более по функциональным особенностям проекта здания можно сказать, что там должно находиться. Строительные технологии XXI века позволяют придать строению и его внутренней планировке любую форму, запроектировать экзотические характеристики, которые как нельзя лучше подойдут для той организации, которая там будет размещаться. К примерам можно отнести дипломные работы студентов-архитекторов Рязанского политеха. Они специально спроектировали здание-лечебницу для больных анорексией. Оно очень сильно отличается от других похожих лечебных заведений именно по своей функциональной архитектуре.

Сейчас также востребованы быстровозводимые конструкции, подобные тем, которые активно применялись при резком наращивании коечного фонда в период пандемии. Очень ярким примером специализации являются современные музеи. Если современного школьника привести на обычную, классическую экспозицию, то он, вероятнее всего, быстро заскучает, поскольку новое поколение почти с рождения живет в динамическом информационном мире, в эпоху гаджетов и мультимедийных технологий. Они же в обязательном порядке по новым стандартам применяются и в школах. Соответственно и музей должен показывать видео­проекции на стены, создающие виртуальные пространства в залах и много чего еще, в том числе и звуковые «аттракционы». Человек, как говорят специалисты, в современном музее как бы погружается внутрь мультфильма. Под эти задачи проектируются и современные музейные здания. В активе студентов есть и совсем специализированные решения, например, дом лесника, вписанный в пейзаж с деревьями, или жилище астронома, в составе которого башенка с телескопом, или особняк любителя кайтинга с пирсом и площадкой для того, чтобы любоваться морем.

Близкое и новое

Современные материалы для строительства удивляют. Сейчас появился и уже активно применяется прозрачный, светопроницаемый бетон. Через него, конечно, не так хорошо видно, как через тонкое стекло, но свет он пропускает, сохраняя при этом свойства полноценного строительного материала. Есть и другие интересные решения, конструкции из композитных материалов, благодаря которым активно развивается современное формообразование зданий.

– Человек всегда будет любить всё натуральное. А потому дерево никогда не уйдет из архитектуры, из строительных технологий. И глиняный кирпич тоже. Это естественно и апробировано временем, – уверена Наталья Осина.

Осторожно призывают архитекторы относиться и к градостроительной политике. Сейчас в профессиональной среде есть мнение, что при проектировании новых микрорайонов с высотными зданиями целесообразно вернуться к квартальной застройке. В современных градостроительных решениях в спальных районах вводятся новые функции. Нужно стремиться к тому, чтобы в каждом квартале города было что-то интересное, комплексное, способствующее возможности полноценно и ярко жить в этом месте. Это и группы магазинов, объекты сферы услуг, культурные и рекреационные пространства, спортивные объекты и общественные площадки. И много чего еще, чтобы район не считался «окраиной жизни».

Технологии в помощь

Преподаватели кафедры архитектуры имеют опыт создания проектов и их расчетов, вычерчивания дипломных и научных работ от руки, стоя за кульманом. Но современные студенты, их ученики, уже слабо представляют себе этот сугубо «ручной процесс». Новые технологии изменили всё. Теперь даже в качестве записной книжки для фиксации внезапно пришедшей интересной идеи используют смартфон или планшет, а профессиональную деятельность архитекторы настоящего производят на специальных сложных программах, где множество расчетов автоматизировано, финальный результат представлен цифровым файлом. Его можно распечатать, а можно отправить по «всемирной паутине» на другой конец света. Еще одной инновацией стал индивидуальный подход. Если раньше проектировщики могли выбирать проект исключительно из каталогов типовых решений, то сейчас проект рождается в долгом живом диалоге архитектора и заказчика, когда они с глазу на глаз обсуждают все аспекты и формируют проект будущей постройки, зачастую в очень оригинальном стиле. Это не только повышает возможности для пользователей зданий, но и разгоняет прогресс в области развития архитектурных решений. Чем больше людей – даже непрофессиональных, но под контролем экспертов – участвуют в «мозговом штурме», пытаясь создать что-то совсем новое, однозначно оригинальное, тем ярче проявляется будущее лицо городов, поселков, интерьеров жилищ.

Мастерство рождается в соревновании

Студенты-архитекторы Рязанского политеха принимают участие во всероссийских конкурсах. В текущем году получены первое и второе места на конкурсе «Неотерра». В других случаях удавалось победить студентов архитектурных вузов Москвы и Нижнего Новгорода в конкурсе дипломных работ «АрхГенерация», на котором завоёваны Гран-при, первое и второе места. К этому добавляются лауреаты конкурса «Золотая орхидея», «Идеи, преображающие города», «Золотой Трезини». Наработана база для участия в конкурсе «Зодчество». В юбилейный для Рязани год пройдет крупный фестиваль «Архитектурное наследие», в котором примет участие всё архитектурное сообщество региона.

Михаил Скрипников (текст)