Культура и быт татарского народа представлены на этнографической выставке «Ханкерман. История с продолжением…» в Касимове

Женские металлические украшения с монетами, мозаичные кожаные сапожки ичиги, мужской головной убор тюбетай, узкогорлый сосуд кумган, украшенный арабской вязью фарфор, карманный Коран – все это не диковинные восточные вещицы, а предметы, которыми в реальности пользовались в XIX – XX веках касимовские татары. Они унаследовали от своих предков, населявших Касимовское ханство, мусульманские традиции и обычаи, при этом отличались образованностью, входили в купеческое сословие, некоторые были меценатами. Подробнее узнать обо всем этом и познакомиться с удивительными экспонатами можно, посетив недавно открывшуюся в Касимове выставку «Ханкерман. История с продолжением…».
Экспозиция разместилась в старинной Ханской мечети с минаретом XV века постройки. Белое каменное сооружение хранит в себе память о тех временах, когда Касимов являлся столицей ханства. Это было уникальное явление, можно сказать, государство в государстве. Правда, по факту ханство находилось в прямой зависимости от великого московского князя. Ханство просуществовало с середины XV и почти до конца XVII века – более двух столетий. Это была особая эпоха в истории Касимова: произошло тесное переплетение двух культур – русской и татарской, изменился облик города и его окрестностей. В Касимове появилась целая слобода, где селились представители татарской знати. На начало XIX века на территории Касимовского уезда насчитывалось более 60 татарских селений.
Выставка «Ханкерман. История с продолжением…» дает довольно подробное и очень наглядное представление о том, как выглядели, вели домашнее хозяйство, чем занимались касимовские татары в XIX – начале XX века. Уникальность экспозиции заключается еще и в том, что все представленные на предметы – подлинные. В одной из витрин обращают на себя внимание парные женские металлические украшения. Внешне они напоминают массивые серьги, но на самом деле это накосники – украшения, вплетаемые в длинные волосы. Примечательно, что составной частью накосников были настоящие монеты. Вместе с накосниками татарские женщины носили браслеты, шейно-грудные украшения, металлические крепления к одежде. При движении все эти предметы начинали громко звенеть. Именно поэтому раньше считалось, что татарскую женщину сначала было слышно, а только потом уже видно.
Еще одна интересная деталь: в XIX веке большинство касимовских татар носили европейскую одежду. На национальную принадлежность указывали лишь отдельные ее элементы, а также головные уборы – мужской тюбятай или женский колфак-наколка (они также представлены на выставке).
– Если мужчина хотел продемонстрировать благосостояние своей семьи, он богато одевал жену и дочерей, а сам одевался более скромно, – поясняет старший научный сотрудник Касимовского историко-культурного музея-заповедника Александра Суркова.
Это подтверждают представленные на выставке фотографии, на одной из которых изображены члены большой купеческой татарской семьи Кастровых. Они были попечителями медресе, владели особняками (один из них сейчас восстанавливается). В таких домах любили встречать гостей, поили чаем из самовара, который тоже является частью экспозиции. Пришедший первым на званый татарский обед или ужин гость имел право занять за столом самое почетное место. Но само чаепитие содержало в себе некие символы, которые следовало знать. Если гостю наливали чашку чая до краев, то нужно было понимать, что ее нужно выпить и покинуть дом – вести беседы с ними здесь не намерены. Половина чашки означала, что в нее чай периодически будет подливаться, а значит, хозяева расположены к гостю и настроены на диалог с ним.
Большая часть экспозиции «Ханкерман. История с продолжением…» – это, как сказано выше, предметы XIX – начала XX века. Но есть и исключения, как, например, открывающее выставку металлическое снаряжение татарского воина XVI века. Все экспонаты являются частью этнографической коллекции Касимовского историко-культурного музея-заповедника, посвященной истории татарского народа. Она начала формироваться еще в 1920 году и пополнялась в последующие годы. Помогали собирать коллекцию не только сотрудники музея, но и неравнодушные люди. В их числе – организатор первой татарской гражданской школы в Касимове, просветительница Сагдия Булатова; почетный гражданин Касимова, краевед и педагог Ахмед Ишимбаев.
Ханская мечеть, в которой размещается выставка «Ханкерман. История с продолжением…», несколько лет назад была передана в собственность духовного управления мусульман европейской части России. Однако, как видим, филиал краеведческого музея сохранил здесь свое присутствие, и религиозная составляющая теперь соседствует с культурно-исторической. Более того, нынешний выставочный проект – это продолжение сотрудничества местного историко-культурного музея-заповедника и Касимовской татарской национально-культурной автономии.
Выставка будет работать до конца этого года и, как планируется, перейдет на 2019 год.

Людмила Иванова
Фото автора


Самое читаемое