Когда речь заходит о Старожиловском районе, сразу вспоминается конный завод с его уникальной архитектурой, Преображенская церковь в с. Столпцы, построенная почти три века назад, Истьинский машиностроительный завод и многие другие памятники, отличающие этот небольшой район области от других. До сегодняшнего дня Старожилово сохраняет свою уникальность, индивидуальность и, несмотря ни на что, продолжает развиваться. Наш разговор о прошлом и настоящем муниципального образования с главой районной администрации Александром Татарниковым.
Р.В. – Александр Владиславович, в чем, на ваш взгляд, особенность района?
А.Т. – Думаю, что в его истории. Район богат уникальными достопримечательностями, памятными местами, знаменитыми, интересными людьми и событиями.
Гордость наша – это, конечно, конезавод. Архитектурный комплекс завода, построенный 120 лет назад знаменитым архитектором Федором Шехтелем, до сих пор пленяет своей византийско-готической красотой.
Не все знают, что с марта по сентябрь 1920 года полководец Георгий Жуков проходил в наших краях военную выучку, трижды конный завод посещал Маршал Советского Союза Семен Буденный.
Сейчас ООО «Старожиловской конный завод» – действующее предприятие, занимающееся разведением и уходом за лошадьми, которых здесь 164, в том числе 158 племенных. На Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень-22» в числе других предприятий в отдельном павильоне «Животноводство и племенное дело» были представлены две породы лошадей из ВНИИ коневодства и из Старожилова, а также научные разработки в коневодстве. Так что конезавод живет и, несомненно, развивается, хотя и медленнее, чем нам хотелось бы.
Недавно на конезаводе побывал губернатор области Павел Викторович Малков. Он по достоинству оценил этот архитектурный ансамбль, который является одной из основных достопримечательностей Рязанской области.
В селе Истье расположен один из самых старых заводов России – Истьинский чугуноплавильный и железоделательный завод, созданный в 1716 году по Указу Петра I. На его территории сохранилась домна для плавки металла, датированная XVIII веком, единственная в Европе. Села Коленцы и Столпцы являются «родиной» российской иголочки.
Основу экономики нашего района составляет сельское хозяйство, с ним связаны легендарные личности. Это Герои Социалистического Труда Александр Романов, Николай Самофал, Иван Балов – люди, которых знала вся страна. Сегодня их дело продолжают генеральный директор ООО им. Крупской Владимир Володин, генеральный директор АО «Старожиловский молочный комбинат» Иван Шерняев, генеральный директор ООО «Старожиловоагроснаб» Адсалам Угурчиев, председатель правления колхоза (СПК) им. Ленина Алексей Трепалин и другие.
Р.В. – Как известно, строительство – индикатор развития любого региона. Какие, на ваш взгляд, важные объекты, способные повлиять на развитие социальной сферы и экономику, построены в районе за последние годы?
А.Т. – Безусловно, строительство является залогом развития любого предприятия, района, региона, и мы уделяем самое пристальное внимание развитию этого направления и привлечению инвестиций в отрасль. Комфорт и доступность жилья стали не только национальным проектом, но и важнейшим фактором повышения качества жизни населения района. Мы делаем все возможное, чтобы людям жилось комфортно. Примеров тому много. За последние годы по программам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в д. Хрущево, с. Истье, р.п. Старожилово построено 6600 квадратных метров жилья, подведены коммуникации. Строится жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В д. Хрущево построен новый детский сад на 120 мест. В с. Гребнево возведена целая улица. Наша гордость – физкультурно-оздоровительный комплекс «Адмирал», введенный в эксплуатацию в 2020 году.
В прошлом году в районе приобрели пять квартир для детей-сирот. В этом приобретаем еще двенадцать. Построили 8 жилых помещений в р.п. Старожилово для переселения граждан из аварийного жилья. На вторичном рынке приобрели еще 2 квартиры.
В текущем году планируется переселение граждан из аварийного жилья в 9 новых жилых помещений в д. Мелекшино, в 16 – в совхозе им. Ленина. Площадь для расселения – 817,7 кв. м. В д. Ершово завершается строительство ФАПа.
В рамках реализации программы поддержки местных инициатив у нас в районе на принципах соучастия администраций района и поселений, бизнес-сообщества и граждан установлены памятный знак в честь основателей Старожиловского конного завода Павла Григорьевича и Павла Павловича фон Дервизов и памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в селе Лучинск.
Выполнены капитальный ремонт спортивной площадки и установка уличных тренажеров в поселке совхоза имени Ленина, ремонт памятника вице-адмиралу В.М. Головнину с благоустройством прилегающей территории в поселке Старожилово, устройство пешеходной дорожки по ул. Молодежной в деревне Татаркино.
В текущем году проведено благоустройство сквера с установкой игрового оборудования на ул. Толстого в Старожилове, ведется строительство игровой площадки в селе Лучинск и устройство лестничного схода с автомобильной дороги к зданию почты в селе Гребнево.
Р.В. – Какие изменения произошли в развитии дорожного хозяйства района?
А.Т. – В последние годы строительству дорог в районе уделяется много внимания. Понимая, что хорошие дороги – одна из составляющих благополучия населения, мы стараемся сделать все возможное. Строятся дороги в населенных пунктах, к объектам сельскохозяйственного производства. Ремонтируются и реконструируются дороги регионального значения.
В прошлом году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было отремонтировано более 21 км автодороги Рязань – Ряжск – Александро-Невский – Данков – Ефремов. Помимо ремонта дорожного полотна в планах обустройство остановочных павильонов, ремонт водопропускных труб, нанесение дорожной разметки, установка новых дорожных знаков. Отремонтирован мост через р. Грязновка в селе Гребнево. Все эти изменения по достоинству оценили и жители района, и гости. Завершены работы по строительству моста и дороги, ведущей к складу хранения продукции ОАО «Рязаньрыбпром» в деревне Аристово. Строительство автодороги протяженностью 2,76 км и возведение 60-метрового моста через реку Проня осуществлялось из бюджетов трех уровней: федерального, областного и местного. Общая стоимость превысила 120 млн рублей. В 2022 году благодаря дополнительной поддержке федерального центра участок дороги Акулово – Старожилово – Пронск включен в перечень объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги». На участке автодороги Соболево – Столпцы – Шелковая – Перевлес дорожники обновили 1,2 км дорожного покрытия, на участке Столпцы – Аристово, протяженностью 6 км также теперь хорошая дорога. Ее стоимость – около 36 млн рублей. Эта дорога имеет высокую социальную значимость, востребована местными жителями, так как соединяет несколько населенных пунктов в районе и включена в маршрут школьного автобуса. Выполнено строительство участка автомобильной дороги местного значения на ул. Головнина в райцентре протяженностью 0,627 км, отремонтировано 2,5 км автодорог, разработаны 3 проекта на ремонт 2,8 км дорог на следующий год
Р.В. – Как вы считаете, какие объекты в первую очередь необходимо построить в районе?
А.Т. – Все объекты нужны и важны. Это, конечно же, районный культурный центр, пищеблок в школе поселка Рязанские сады и жилые дома в Старожилове (на улицах Головнина и Новой) под расселение из аварийного жилья общей площадью 1691,9 кв. м, станция водоподготовки со скважиной и наружные сети водоснабжения с. Вороново, очистные сооружения, другие объекты в рамках национальных проектов местных инициатив, строительство дорог местного значения.
Планы у нас большие. Мы надеемся, что при поддержке региона все они будут воплощены в жизнь. Для этого и работаем.