№68 (6272) от 06 сентября 2024

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открылась выставка «Искусство 20-30 годов ХХ века из фондов Тульского музея изобразительных искусств»

В экспозицию вошло около полусотни произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных нашими соотечественниками. Выставка организована в рамках национального проекта «Культура», куратор – старший научный сотрудник РХМ Кристина Азарскова.

20-30-е годы – очень интересное и сложное время в художественной жизни страны. От продолжения авангардных поисков начала века, рождения новых форм и решений до почти полного вытеснения всех направлений – кроме одобренного государством соцреализма. От экспериментов – к академической школе (правда, не без следа импрессионизма).

В собрании тульского музея есть прекрасные работы выдающихся мастеров, представляющих разные художественные группы и направления. Кто-то из них был известен еще до Октябрьской революции, а кто-то (выпускники ВХУТЕМАСа, например) заявил о себе как раз в первые полтора десятилетия советской власти.

Очень интересен раздел графики. Прежде всего, портреты, созданные Робертом Фальком (карандаш и пастель), Владимиром Лебедевым (акварель) и Юрием Сырневым (акварель, гуашь). Пейзаж и натюрморт Порфирия Крылова (акварель), одного из участников творческого коллектива Кукрыниксы, соседствуют с индустриальными пейзажами Семена Павлова (уголь, сангина).

Самый большой раздел выставки – живопись. Тут тоже прекрасные портреты кисти Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Михаила Соколова, Порфирия Крылова, Николая Тырсы, Александра Волкова. Много «перекличек» между работами – конечно, для каждого зрителя они свои. Для автора этих строк натюрморт Александра Шевченко ведёт диалог с натюрмортом Германа Фёдорова. А пейзаж Петра Кончаловского «Долина. Судак» тематически перекликается с лентуловским «Судак. Вечер». Волшебным светом заката притягивает к себе работа Николая Крымова «К вечеру». Есть в экспозиции прекрасные холсты Павла Кузнецова, Александра Древина, Василия Рождественского, Александра Куприна, Надежды Удальцовой, Григория Шегаля…

Привлекает внимание скульптурный портрет работы Беатрисы Сандомирской «Голова в железе» (дерево, железо) – чёрный, вытянутый по вертикали, отсылающий нас к африканской пластике. Декоративно-прикладное искусство представлено коллекцией Императорского фарфорового завода (ранее – ЛФЗ) 2017 года, созданной к столетию революции по эскизам и формам агитационного фарфора 1919–1921 годов. Над агитфарфором в первые годы советской власти работали прекрасные художники – Сергей Чехонин, Рудольф Вильде и другие.

С программой мероприятий, которые пройдут на выставке, можно будет ознакомиться на сайте и в социальных сетях музея.

12+

Елена Ступина
Фото Елены Ступиной


Самое читаемое