№58 (6262) от 02 августа 2024

В Рязани ведущие эксперты размышляли о будущем рынка

На конференции, которая была посвящена подведению итогов адаптации российского торгового бизнеса к условиям санкций в течение 10 лет, выступили ведущие эксперты отрасли всероссийского уровня. Для участников конференции подготовили деловую программу с сессиями от федеральных и региональных спикеров.

Вице-президент по маркетингу Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Анна Лебедева рассказала о трендах покупательского поведения, сезонных активностях и лучших практиках мерчандайзинга. Участники встреч обсудили, как использовать покупательские тренды для повышения продаж и коммуникации с покупателями. Генеральный директор издательства «Река», гастрономический обозреватель журнала Bones, эксперт ресторанного российского рынка, сертифицированный дегустатор, продюсер и организатор федерального образовательного проекта Restaurant&Kitchen Management Екатерина Киселева осветила темы текущих трендов в ресторанном бизнесе, проблемы нехватки кадров и возможные пути их решения, а также влияние санкций на поставки продуктов и оборудования. Эксперт в области маркировки рекламы, маркетолог и смм-менеджер Елена Ромашкина рассказала об основных принципах маркировки рекламы в соцсетях, о нормах закона и ответственности рекламодателя. Помимо этого, она рассмотрела понятия рекламы и нюансы, отличающие рекламу от информационного материала.

Разбор по существу

Базовая часть конференции свелась к панельной дискуссии на пленарном заседании. Участники обсудили фундаментальные процессы в области национального ритейла. Об особенностях организационных процессов в российской торговле в связи с санкциями рассказал председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Он отметил, что международные торговые ограничения вызвали достаточно большие проблемы для ритейла, поскольку впервые в истории такого рода санкции были введены одномоментно. Российским предпринимателям пришлось срочно перестраивать все бизнес-процессы. Добавила негативных факторов и пандемия, которая в 2020 году привела к закрытию границ. Но для ритейла крайне важно, чтобы полки были заполнены товаром, чтобы потребитель имел к нему удобный доступ. Практика показала, что крайне интересным стал мультиформатный подход к формированию предложения. В частности, ставку начали делать на развитие системы курьерской доставки практически любого товара.

– В этой связи важно развивать кооперацию. Тогда можно будет формировать достаточно полный объем предложения на запросы. Появились изменения и в пищевой промышленности, всей ситуации с продовольствием в целом. В связи с санкциями на поставку продуктов и полуфабрикатов из-за рубежа отечественные производители нарастили производство, в первую очередь, продуктов животноводства. Пошли большие инвестиции в выращивание крупного рогатого скота. Были пересмотрены логистические цепочки поставок и сделан акцент на внутренний рынок, – сказал Андрей Карпов. – Таким образом, в 2024 году ключевыми направлениями стали запуск новых форматов, развитие собственных торговых марок и открытие новых товарных сегментов. Вместе с тем мы видим рост инфляции и изменение курсов валют. Всё это влияет на подходы ритейла к закупкам и распределению товара. Основной приоритет отдается местным поставщикам, что снижает зависимость от импорта.

Самые последние тенденции

По словам Андрея Карпова, сейчас происходит «миграция форматов» торговли. Цель – приспособить отрасль к запросам времени. Торговые сети уходят от масштабов гипермаркетов на окраинах и отдают предпочтение открытию новых торговых точек в виде «магазинов у дома». Начало этому было положено именно в 2014 году в связи с началом периода санкционного давления. Внезапно выяснилось, что в таких магазинах, в отличие от общепринятого мнения, удалось на ряд товаров сделать цену даже ниже, чем в самых больших торговых центрах. Это еще раз показало, что ритейл – не только бизнес как таковой, но и сложная система с возможностями очень гибкой настройки под нужды покупателя и экономики в целом, которая скрывает в себе не до конца изученный даже специалистами потенциал.

При этом есть и достаточно серьезные проблемы, связанные с факторами, на которые трудно повлиять. В первую очередь – это проблема с персоналом. Непростая демографическая ситуация приводит к увеличению среднего возраста трудоспособного населения, в последние годы приблизительно на пять лет, и в связи с этим требуется корректировка принципов комплектования магазинов рабочими коллективами. Перераспределение форматов привело еще и к тому, что количество вакансий увеличивается с возрастающей скоростью.

Среди дополнительных факторов развития торговли называют последние законодательные инициативы, связанные с принуждением выделять в супермаркетах полки под исключительно отечественные товары с соответствующей маркировкой. В ряде регионов такое уже практикуется (в том числе – в Рязанской области), но теперь планируется сделать это обязательным условием.

Онлайн против офлайна

Электронная торговля оценивается экспертами неоднозначно. Достаточно ярко по теме высказался президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент НП «ОПОРА» Владлен Максимов. По его словам, с одной стороны, отрасль растет такими темпами, которые просто недостижимы для офлайн-торговли – по 50% в год и более. Но с другой стороны, маркетплейсы как пылесосы вытягивают из зоны самостоятельной инициативы всех интернет-торговцев и собирают их на своих площадках. Такое понятие как торговля через собственный тематический сайт постепенно сходит на нет.

– Основная претензия в том, что маркетплейсы злоупотребляют своей рыночной силой, навязывают зачастую невыгодную оферту поставщикам, эта оферта постоянно меняется как угодно. Невозможно провести сверку наличия товара. При этом сами маркетплейсы практически полностью снимают с себя ответственность за товаропроводящие механизмы, если они срабатывают не так, как надо. У покупателей тоже есть сложности, связанные с тем, что если что-то случилось, приходится звонить, разбираться и говорить при этом с роботом – как правило, безо всякого успеха. Важнейшим моментом являются специфические трудовые отношения. Системы доставки просто перетягивают на себя все возможные трудовые ресурсы, и возникает напряжение в кадровой сфере всей остальной торговли, – сказал Владлен Максимов.

Сейчас формируется ряд законотворческих инициатив, направленных на регулирование системы интернет-торговли с тем, чтобы она не действовала деструктивно на другие виды торговли и на экономику в целом.

Участники дискуссии высказали ряд других мыслей, связанных с особенностями текущего момента развития системы торговли в России с учетом существующих тенденций. Они касались принципов взаимодействия частного торгового бизнеса с Минпромторгом, с Федеральным собранием РФ и формирования более эффективной обратной связи с потребителем услуг системы торговли.

Михаил Скрипников

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое