№42 (6047) от 15 июня 2022
Недавно я прогуливался по городу без всякой особой мысли и снова увидел их. Мы смотрели друг на друга, потому что у них есть глаза. Днем было бы не так страшно, как в сумерках. На меня глядели… грибы.
Знаменитые рязанские «грибы с глазами». Они сидели на камне в той позе, которую им придал скульптор, судя по всему – поклонник европейского подхода к украшению городов малыми архитектурными формами. Такие проекты можно встретить в разных городах страны, в частности в Калининграде, где местные власти активно эксплуатируют немецкое прошлое города. Там на каждом шагу можно встретить небольшие фигурки хомлинов, что-то вроде наших домовых. Они сидят на перилах мостов, на каменных чашах с цветами, да и вообще на любых твердых предметах, которые позволяют закрепить фигурку так, чтобы туристы видели и проникались духом места. Я тоже проникся, переглядываясь с грибами. А вокруг была красота. Но не такая, как в самом западном городе. У нас все более натурально. Иногда требуется включить режим очков дополнительной реальности в своем воображении, чтобы оперативно не замечать такие досадные вещи, как мусор на газонах, пыль на тротуарах, хронический дефицит уличных урн, унылый свет светодиодных фонарей, освещающих Рязань уже много лет, а также призрачные «зебры» пешеходных переходов. Как только они начинаются от поребрика, так тут же заканчиваются. Ведь автомобильные шины, которые по ним проезжают, сделаны из резины, то есть работают как ластик, вот и стирают разметку. Все нормально, если объяснимо.
Так-то наш город красивый. Есть множество старинных зданий с интересными фасадами. Много зелени. Она бережно укутывает пространство улиц, включая дорожные знаки и светофоры. Деревья радуют глаз, дают жизнь, иногда, правда, и отнимают, как это было в день недавно прошедшего урагана.
У рязанцев нет проблем с моционом. Тренировки по преодолению пересеченной местности, особенно зимой, в порядке вещей. Подавляющая часть тротуаров напоминает трассу для могула. Это такая разновидность горных лыж для любителей скоростного спуска по снежным и ледяным кочкам. Зато на каждом, пусть и небольшом, участке расчищенного тротуара люди чувствуют настоящее, неподдельное счастье, хотя и недолгое.
Впервые за много лет по центру города пустили поливальные машины. Это откровение, поскольку раньше высшим достижением уборки было появление медленно ползущей по обочине машины с сухой щеткой, которая хоть и гордо величается «уличным пылесосом», занята была тем, что перераспределяла пыль в пространстве с дороги в воздух и на крыши невысоких домов. Сколько вообще в городе пыли, хорошо видно вечером в свете фонарей, когда проезжает одинокий автомобиль.
С таким подходом вряд ли можно серьезно бороться за массовый приток гостей. Даже с учетом того, что международная обстановка как никогда благоволит развитию внутреннего туризма, в первую очередь такого, который предполагает выезд на несколько дней из Москвы на просторы Русской равнины – к местам Есенина и Паустовского.
Предлагаю взглянуть на этот вопрос несколько иначе. А имеет ли смысл благоустраивать город только для туристов, или местные жители тоже достойны жить в цивилизованной обстановке? Привести улицы и всю рязанскую инфраструктуру в порядок можно достаточно быстро, но требуется чисто практический подход в прямом смысле этого слова. Все ответственные лица должны лично выходить на объекты, которые они курируют, по нескольку раз на дню, чтобы работы по благоустройству проводились качественно и в срок. Такой резкий переход на другой режим работы невозможен без серьезного внутреннего патриотического заряда в душе. Вот мы и посмотрим, сколько этого чувства есть в сердце каждого чиновника – и не на словах, а на деле.
Как говорил великий сатирик Михаил Жванецкий: «Когда мы делаем что-то для себя, не на продажу, а для собственного употребления, ну как-то тщательнее надо, ребята, тщательнее!»













Купить электронную копию газеты