После долгой самоизоляции нам захочется свежего воздуха, буйства зелени и… безопасности
Огромная индустрия, в которую включены перевозчики, владельцы гостиниц и ресторанов, магазинов сувениров и других товаров, туроператоры и турагентства, терпит колоссальные убытки в связи с пандемией. И все же эксперты отрасли настроены оптимистично. Они считают, что уже в июне-июле туризм начнет выходить из затяжного пике, а к зимним праздникам более-менее восстановится. Конечно, не в прежней мере. А самые активные, несмотря на полное падение спроса со стороны туристов, уже сегодня делают все возможное, чтобы не растерять старых клиентов и обрести новых.
Запросы стремительно меняются
Как отмечает президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев, после победы над коронавирусом в России наступит благоприятное время для развития внутреннего туризма. Психологи и аналитики согласны с этим мнением – после долгого времени в изоляции и одинокие люди, и семейные захотят спокойного отдыха подальше от городов – на лоне природы, не дорогого, но безопасного.
Во-первых, на нежелании ехать в другие страны скажется возросшее в разы желание безопасности: боязнь мест скопления людей на вокзалах и в аэропортах.
Вторая причина выбора отдыха внутри страны – снижение покупательской способности россиян. Туристы будут выбирать не дорогие отели в других странах, а дешевые в своих или ближайших регионах. Будут экономить на продолжительности поездок, бронировать самые доступные направления.
Скорее всего, вырастет спрос на экологический туризм – лесные походы, сплавы по рекам, отдых в кемпинге. То есть массовый туризм с пакетными предложениями отдыха в больших отелях со скоплением людей, многолюдными экскурсиями и шведскими столами если не отживет свое, то на время потеряет значительную часть поклонников. На его место придет туризм индивидуальный: самостоятельный поиск маршрутов, бронирование номеров в отдельных домиках или небольших частных гостиницах.
Один из самых опытных российских экспертов в сфере туризма, бывший глава комитета по туризму Москвы и почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько утверждает, что люди не перестанут путешествовать и услуги турбизнеса и индустрии гостеприимства будут востребованы после победы над вирусом. Но рынок достанется тем, у кого хватит сил продержаться и выйти из кризиса еще более сильным и закаленным.
Осознанность в тренде
Туризм становится не просто индивидуальным, но и осознанным, утверждает автор интернет-журнала «Моя Россия», автор-путешественник, автор книги «Лучшие selfie point России», блогер Марина Холохолова. Он представлен несколькими направлениями: экологическим, культурно-познавательным и тренинг-туризмом. А современный турист – человек, который с пытливым интересом изучает культурные особенности и традиции разных народов мира, а также природные и иные достопримечательности, бережно и с любовью относится к природе.
– Осознанный туризм в ближайшую перспективу семимильными шагами будет идти к лидирующей позиции в трендовых направлениях сферы туризма, – утверждает Марина. – Почему? Потому что наше общество перешло от потребления к развитию.
А период самоизоляции, можно сказать, стал неким спусковым крючком к этому переходу. Но новый вид туриста – туриста осознанного – требует и нового подхода к себе со стороны туротрасли. Которой, как считает эксперт, экстренно необходимо начать работать в рамках концепции качественного туризма, принятой на глобальном уровне официальными структурами, считает специалист.
– Правда, – отмечает Марина Холохолова, – туризм качественный принципиально отличается от осознанного. Первый принят и транслируется официальными структурами, и нашей стране нужно максимально оперативно включиться в процесс, второй – транслируется личностью, самим человеком.
А пока россияне формулируют первые запросы на «зеленый отдых», передовые регионы уже начинают реализовывать проекты, затрагивающие тему философии осознанного туризма. Например, «Отдохни от Мегаполиса» в Новгородской области или «Вольный Дом» в Ростовской.
– И все это – в рамках онлайн-туризма, который находится на пике популярности. Понятно, что онлайн никогда не заменит живые эмоции от увиденных своими глазами красот. Но сейчас очень важно продолжать формировать позитивный контент, потому что все пройдет, а качественное и достойное позиционирование останется, – подчеркивает Марина.
Отложить сегодня, чтобы насладиться завтра
Среди передовиков грамотного продвижения эксперт отмечает Рязанскую область и «Среднерусские каникулы». Месяц назад проект с таким названием был запущен в социальных сетях Центром развития туризма и Туристским информационным центром, став ярким примером позиционирования осознанного туризма. В подкастах, которые представлены аудиоблогами, экскурсоводы нашей области рассказывают слушателям о тех местах, музеях, достопримечательностях, которые немного позднее можно будет увидеть своими глазами.
– Непростая ситуация, сложившаяся во всем мире, прогнозирует новый запрос у туристов – на тихий и спокойный отдых подальше от городов и цивилизации. И рязанцам в этом плане очень повезло – не надо далеко ехать, регион богат природными и культурными ресурсами, о которых мы и напоминаем нашим жителям, – рассказывает о проекте руководитель Центра развития туризма области Оксана Кутукова. – И предлагаем на расстоянии окунуться в интересные истории необычных экспонатов музеев или в подробности жизни наших известных земляков, побродить по улицам Рязани или Касимова, посетить Окский заповедник или побывать в гостях у скопинских гончаров.
Подкасты #отложенныйотдых действительно настолько увлекательны, что уже сегодня многие рязанцы в соцсетях пишут о своем желании закрепить аудиознакомство «личной встречей». Пока будущие туристы сидят дома, они осознанно и неспешно знакомятся со всеми возможными маршрутами Рязанщины и выбирают свой.
– Я пока не встречала другие регионы, которые бы предложил такой формат как аудиопроект «Среднерусские каникулы», – подытоживает Марина Холохолова. – И уверена, когда закончится изоляция, многие, вдохновившись этими историями, захотят пройтись по знаменитой тропе Паустовского в Солотче или вдохнуть ароматы Мещеры. Вживую. По-настоящему.
P.S. «Начинайте планировать #отложенныйотдых уже сейчас. Тогда #среднерусскиеканикулы в Рязани пройдут на все 100», – призывают инициаторы проекта. А «Рязанские ведомости» добавляют – отдыхайте дома, то есть в своем родном регионе. На своих страницах мы познакомим вас с самыми яркими и интересными историями о Рязанщине. Историями, которые вдохновят на новые путешествия и открытия.
Екатерина Детушева
Фото из группы «Туризм и отдых в Рязанской области» ВК