№83 (6088) от 4 ноября 2022
Тема стала сквозной на «Больших гастролях» Новгородского академического театра драмы имени Ф.М. Достоевского
Обменные гастроли Новгородского и Рязанского театров драмы состоялись с 27 по 30 октября по Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Этот федеральный проект позволяет актерам путешествовать по стране и находить нового зрителя, поскольку покрывает все расходы на перевозку коллективов и транспортировку декораций, зритель в разных регионах имеет возможность смотреть спектакли других режиссеров, покупая билет по привычным в своем регионе ценам. Спектакли для показа отбирались коллегами из репертуара друг друга. Иными словами, рязанцы выбрали, что будет смотреть их зритель из новгородского репертуара и наоборот. Делюсь с тобой, зритель, впечатлениями от увиденного.
«Жанна». Не д’Арк
Трагикомедия по пьесе Ярославы Пулинович открыла «Большие гастроли». История сильной женщины, сделавшей саму себя в лихие 90-е, заворожила зрителя. Выбиться «из грязи в князи» и остаться человеком мало кому удается без потерь. Вот и с Жанной (актриса Светлана Винокурова) произошло то же. «Жизнь заковала ее в чугунный, железобетонный саркофаг» (понравилось это меткое выражение партнера по спектаклю, заслуженного артиста РФ Анатолия Устинова), где главным стало заклинание-девиз: «Ты сильная, Жанна! Ты справишься! Дыши, Жанна!» «Главное: ты есть у себя самой!». Это, безусловно, внутренний стержень ее характера, ее опора. Грустно, правда, временами, что ТОЛЬКО эта опора. Полжизни Жанна не живет, а выживает по соответствующим законам.
Владелица крупной сети магазинов не любит детей и не понимает, что они такое. Рядом с ней по жизни идут партнеры – более или менее постоянные: от мальчиков по вызову (в кризисные моменты) до молодого любовника. В нем она ищет и, как ей кажется, находит свое женское счастье…
Это стильный, элегантный и, что называется, атмосферный спектакль. И в смысле костюмов и декораций – они минималистичны, даже условно-символичны, но это работает на главную задачу: показать зрителю историю про жизнь одного (или нескольких?) человека, в котором каждый может местами и временами узнать себя. Спектакль не бытовой и не чернушный. Он про самое главное в жизни.
Все грани «Семейного счастья»
Классический сюжет про еврейскую маму и сына – с искрометным юмором, которым живут герои, – переносит зрителя в мир между прошлым (к нему все время обращается Эсфирь Львовна, ее роль прекрасно исполнила народная артистка РФ Любовь Лушечкина) и будущим, которым всегда живет поколение детей.
Не могу не вспомнить афористично звучавшие реплики героев:
«Кризис не девушка, мама: мимо не пройдет!»
«Когда мой сын молчит, его лучше не перебивать!»
«Лучше всего воспитывают детей те, у кого их нет».
«Учиться никогда не поздно, но иногда – бесполезно!»
«Хорошие мужья бывают только чужие».
«Кто посмел испортить тебе настроение, кроме меня?»
«Не отвлекай правительство проблемами. Ему некогда: оно заботится о нашем благосостоянии».
«Он умел делать все, кроме денег»
«Жить нужно так, чтобы завидовать самой себе!»
Почему нельзя заставить человека быть счастливым? Как объяснить маме, что ее ребенок, которому уже 31 год, – взрослый человек? Почему выходить замуж, чтобы быть для всех хорошей, нельзя? Как пережить то, что дети, вырастая, становятся самостоятельными? Ответ один: все дело – в любви.
Людмила Трухина
Фото предоставлены пресс-службой Рязанского театра драмы













Купить электронную копию газеты