№46 (6350) от 27 июня 2025
На фестивале рязанского костюма показали около трёх десятков комплектов старинной одежды
В областном научно-методическом центре народного творчества прошёл IV Межрегиональный конкурс-фестиваль рязанского костюма «Рязанскую понёву за кремлем видно». Сегодня это событие – часть большой программы по сохранению традиционной культуры Рязанской области «Нарядная губерния», стартовавшей в 2020 году.
Фестиваль, который проводится раз в два года, по традиции наполнен разными форматами и максимально широко представляет рязанский костюм во всех его проявлениях. Он также продвигает промыслы и виды декоративно-прикладного искусства, которые связаны с созданием аутентичной одежды. Это вышивка, кружевоплетение, ткачество, лоскутное шитье, валяние, создание украшений из бисера.
Центральной частью события является конкурс лучших коллекций костюмов, аксессуаров, украшений и кукол, созданных современными модельерами и мастерами Рязанской и соседних областей. В нынешнем году конкурс проходил по пяти номинациям и собрал более 120 участников. Это как отдельные мастера, так и целые коллективы.
20 авторов в формате выставки показали около полусотни кукол в традиционных костюмах уездов Рязанской губернии. 15 авторов представили более 80 изделий в номинации «Аксессуары, дополнения и украшения». В номинации «Этнографический костюм» на сцене и в формате выставки было представлено 27 костюмов, в номинации «Сценический костюм» – 47 комплектов. Также были продемонстрированы 13 современных авторских костюмов.
Мастерица Наталья Секач и ее театр моды «Кокетка» из села Подвязье Рязанского района – постоянные участники фестиваля рязанского костюма. Их фирменный стиль – это переосмысление народных мотивов и создание современной одежды с элементами и фактурой, отсылающими нас к традиционному рязанскому костюму. На этот раз в номинации «Современный авторский костюм» Наталья представила коллекцию стилизованной повседневной одежды «Люблю я окские закаты». По словам мастерицы, на создание коллекции ее вдохновили природные цветосочетания, а основным материалом послужил деним, которого в закромах скопилось достаточно много. Пока в коллекции восемь комплектов, но Наталья планирует дополнить ее еще несколькими костюмами.
Внимание к локальным особенностям рязанского костюма в своей коллекции продемонстрировала со своей командой Наталия Малыхина – создатель частного музея в Туме «Постоялые двор на Касимовском тракте». Они показали одежду, подобную той, в которой когда-то ходили жители Тумской волости. Это, например, сложная в изготовлении, редко встречающаяся двухслойная тяжелая понёва, а также мужская шинель – в нее раньше одевались местные торговцы. А еще в рамках этого показа были продемонстрированы воссозданные совместно с шиловскими краеведами костюмы дохристианского периода, в том числе облачение воина.
Главный приз конкурса-фестиваля в этом году взял коллектив «Скопинские понёвницы» из села Ильинка Скопинского района. Этноклуб подготовил серию исследовательских работ, посвященных традиционному костюму семьи Звоновых из села Ермолово. А непосредственно в ходе конкурсного показа «понёвницы» продемонстрировали аутентичные праздничные костюмы различных деревень Скопинского района. Руководитель коллектива, жительница Ильинки Татьяна Мякушина сама была одета на фестивале в наряд, которому примерно 150 лет. И таких подлинных старинных комплектов в коллекции этноклуба – десятки. Татьяна и ее команда – настоящие носители и хранительницы локальной культуры. Они кропотливо собирают всё то, что связано со скопинскими традициями, знают толк в местной гастрономии и старинных обрядах.
Член жюри конкурса-фестиваля, собиратель и исследователь русского народного костюма, кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного института культуры, уроженец Рязанской области Сергей Глебушкин поделился впечатлениями у себя в соцсетях. Он особо отметил «Скопинских понёвниц», а также коллективы из Милославского и Кадомского районов.
– Приятной неожиданностью стало, что три работы были почерпнуты из моего альбома «Традиционный русский костюм из собрания Сергея Глебушкина». Рад, что альбом в действии и работает! Данный фестиваль воистину повысил планку сохранения и популяризации народного костюма не только в Рязанской области, но, я считаю, и в стране! – написал член жюри.
Директор областного научно-методического центра народного творчества Виолетта Ловкова отмечает, что интерес к фестивалю «Рязанскую понёву за кремлем видно» с годами растет, причем не только со стороны специалистов, но и тех, кого просто эта тема привлекает. А работа по развитию сети этноплощадок в Рязанской области в рамках проекта «Нарядная губерния», по ее словам, дает возможность работникам культуры в районах более скрупулезно и с учетом уникальных локальных особенностей подходить к созданию сценических костюмов.
– Наша задача – показать многообразие рязанских костюмов, сохранить его и дать этой работе дальнейшее развитие, – подчеркивает Виолетта Ловкова.
Людмила Иванова
Фото автора