№89 (6293) от 20 ноября 2024

В Рязани открыта Школа креативных индустрий

Это первая в регионе школа подобного типа, которая является частью федерального проекта «Придумано в России» в рамках национального проекта «Культура».

Для кого

Образовательный центр рассчитан на бесплатное обучение детей с 5 по 11 класс. Обучение проходит по шести направлениям: звукорежиссура, современная электронная музыка, фото- и видеопроизводство, дизайн, анимация и 3D-графика, цифровые технологии виртуальной реальности. Программа рассчитана на два года. В первый год происходит ознакомление, а во второй – углубленное изучение выбранного направления.

На торжественном открытии побывал губернатор Павел Малков, который оценил оснащённость школы и побеседовал с преподавателями.

– Школа креативных индустрий – это совместная работа с Министерством культуры РФ в рамках федерального проекта «Придумано в России» национального проекта «Культура». Президент называет одним из приоритетов развитие креативной экономики и индустрий. Я убеждён, что здесь всегда будет много желающих заниматься. Есть масса планов по дальнейшему развитию этого замечательного места, – сказал глава региона.

Образовательный центр разместился на базе филиала Рязанской областной библиотеки имени Горького. Участников мероприятия в онлайн-формате приветствовала заместитель министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева, которая отметила большую значимость проекта на фоне развития всей системы культуры в стране.

– Обучение в таких школах позволяет юным талантам не только овладевать знаниями, но и активно входить в современную производственную жизнь, где креативность и инновации являются ключевыми факторами успешной карьеры. Мы открываем двери в мир новых возможностей, – отметила она.

Материальная база школы полностью укомплектована, но создаваться новое учебное заведение начало ещё до того, как появились возможности преподавать. Как только стало ясно, что такому проекту на Рязанщине быть, руководство будущей школы приступило к подготовке набора воспитанников.

Для чего

– Цель нашей школы – начать профессиональную подготовку детей с самого раннего возраста. В чем её отличие, например, от кванториума или IT-куба? Кванториум – это в большей степени направленность техническая. То есть работа с «железом», программирование мобильных устройств. Если говорить про IT-кубы, то это профессиональная подготовка программистов и специалистов по устройствам. У нас же направленность именно в творческий процесс, – рассказывает заведующий Школой креативных индустрий Олег Лобан. – В наших студиях изучается фото- и видеопроизводство, звукорежиссура, современная электронная музыка, анимация и 3D-дизайн, отдельная студия посвящена дизайну и интерактивной цифровой технологии, дополненной виртуальной реальности. Соответственно, мы работаем или с графическими образами, в том или ином виде, или с образами музыкальными, звуковыми, или с виртуальным пространством.

В чём уникальность

– Студии уникальны как по компьютерному оснащению, так и по технологическому набору для творческих специальностей. Если мы берём студию фото- и видеопроизводства, то это не просто компьютер. Это рабочие станции для обработки постпродакшена, то есть всё, что связано с фото или видео, это современные профессиональные осветительные приборы, зелёные экраны-хромакеи. У нас есть возможность применять разрешённые виды летающих беспилотников с мультимедийным оборудованием, а также камеры с возможностью кругового обзора и соответствующей съёмки. В наличии полный набор объективов – от портретных до телеобъективов профессионального уровня. Мы будем преподавать на фотоаппаратах, которые признаны в мире одними из лучших. Если возьмём звуковое оборудование, то это цифровые микшеры, профессиональные микрофоны, экраны, всевозможное звукозаписывающие оборудование. Если говорим про электронную музыку – синтезаторы, тачпады и многое другое. Предела совершенству нет, но для обучения детей это очень хорошо и очень серьёзно.

В студии интерактивных технологий стоят голографические мониторы. Ожидается, что, попав однажды в прекрасно оснащённый мир творчества и креатива, дети выберут это своей дальнейшей профессией и поступят в профильные вузы. При этом не придётся ехать далеко. В вузах Рязани есть масса направлений, которые позволят раскрыть потенциал талантливых и амбициозных ребят. В Рязанском политехе готовят цифровых дизайнеров, радиотехнический университет также предлагает ряд близких направлений подготовки. В текущем году возобновил работу Рязанский филиал Московского государственного института культуры, в задачи которого входит активное внедрение современных технологий в процесс обучения и формирование специалистов в области культуры и медиа нового поколения.

Без креативности нет будущего

Для чего в целом необходимы креативные индустрии и подобные образовательные структуры? Тут, как объясняют специалисты, существуют две задачи. Во-первых, уже давно во всем мире экономисты признают, что креативные индустрии – это реальный двигатель роста экономики, поскольку они позволяют при относительно небольших материальных затратах, только за счёт креативного мышления, создавать продукты, которые потом начинают приносить доход. Это помогает наладить экспорт, в первую очередь, интеллектуального продукта. А потому государство уделяет большое внимание концепции развития креативных индустрий.

В ближайшие время должны быть приняты законные акты, которые внесут ясность в эту область экономики и позволят привлекать федеральные субсидии.

В соответствии с концепцией развития креативных индустрий, изложенной в федеральном проекте «Придумано в России» национального проекта «Культура», регионам рекомендуется создавать инфраструктуры и пространства, подобные школе, где творческие люди могут собираться и обмениваться опытом, формировать команды, пробовать себя в «экономике идей» и в процессах создания цифровых продуктов с добавленной стоимостью. Всё это увязано с глобальным процессом формирования креативного класса как новой формы развития общества. Это касается не только программирования и мультимедиа, но и любых сложных профессий, где требуется нетривиальный подход к решению задач, создание новых подходов и технологий, оригинальный взгляд на вещи.

Школа креативных индустрий учит детей искать нестандартные решения, не бояться применять их на практике и оценивать эффективность. Отрабатываются навыки социального взаимодействия. Педагогический эффект школы как учреждения дополнительного образования сводится ещё и к тому, что те воспитанники, которые в будущем могут и не выбрать творческую профессию, будут наделены способностью свободно выражать свои мысли и быстрее добиваться результата. Это полезно в инженерном деле, медицине, менеджменте, при модернизации системы госуправления и во многих других областях.

Рязанская Школа креативных индустрий – 84-е по счёту подобное заведение, открытое в России. Изучая опыт других школ, руководство рязанской школы настроено давать своим воспитанникам максимум возможностей для профессиональной самореализации. В их активностях талант может проявиться очень рано и сразу же привести к созданию готового к реализации продукта. Творческие работы ребят при правильном взаимодействии с бизнес-сообществом, с творческими союзами и через участие в конкурсах могут стать поводом для подписания серьёзных рабочих контрактов. Есть примеры, когда создавался красивый орнамент или графический дизайн в студии, а его оценивали так высоко, что шёл запрос на этот продукт со стороны, к примеру, мебельных производств, полиграфии, интернет-проектов.

Всё начинается с наставников

При формировании педагогического состава Школы креативных индустрий одним из обязательных условий было приглашение в качестве преподавателей – профессионалов, состоявшихся в соответствующих видах бизнеса. Было потрачено много усилий, и в итоге удалось сформировать команду наставников. Они настроены на взаимодействие и самосовершенствование. Среди них есть как профессионалы, много лет работающие в отраслях, так и недавние выпускники вузов, а также талантливые студенты Рязанского художественного училища.

Одна из задач педагогов – сделать так, чтобы подающих надежды учеников школы заметили в профессиональном сообществе. В планах развития – создать дополнительное выставочное пространство в виде галерей с элементами мультимедиа. Есть проекты работы с вузами и ссузами, чтобы через творческое взаимодействие готовить ребят к поступлению, а сами учебные заведения – к приёму перспективной молодёжи.

В ближайшее время работы воспитанников школы должны стать частью мультимедийного комплекса Рязанской областной библиотеки имени Горького. Это связано и с постоянной экспозицией, и с оформлением разнообразных событий, которые проходят на этой площадке. Это 3D-анимация, музыкальное оформление, дизайн и интересные находки за пределами подобных форм. Есть простор для творчества в области графического дизайна и для издательского комплекса библиотеки. У воспитанников будет возможность поработать с рязанскими театрами, библиотеками, музеями, другими культурными и общественными пространствами, почувствовать на себе ответственность профессионалов и выдать незаурядный результат.

На сегодняшний день в 55 регионах России в подобных школах обучаются больше 10 тысяч подростков. До конца этого года планируют открыть ещё десять в девяти субъектах, а к 2030 году – до 240 школ во всех регионах.


Прямая речь

Губернатор Павел Малков:

– Школа креативных индустрий – это совместная работа с Министерством культуры РФ в рамках федерального проекта «Придумано в России» национального проекта «Культура». Президент называет одним из приоритетов развитие креативной экономики и индустрий. Я убеждён, что здесь всегда будет много желающих заниматься. Есть масса планов по дальнейшему развитию этого замечательного места.


Михаил Скрипников
Фото Александра Королёва


Самое читаемое