№37 (5942) от 21 мая 2021
Можно в Рязанском государственном областном художественном музее.
Здесь до 8 августа работает выставка произведений русского религиозного искусства. Она приурочена к 800-летию князя Александра Невского и вмещает, наряду с традиционными, не совсем привычные образы и трактовки русского воинства.
В центре экспозиции – парсуна князя Александра Невского, выполненная Федором Лысовым. Парсуна – изображение переходное от иконы к светскому портрету. Этот жанр испытывал влияние «польского» портрета. Костюм князя напоминает одежду польского шляхтича. На рубеже XVII–XVIII веков это один из знаков знатного, высокого происхождения. Еще более высокий статус князю придает императорская корона, которую в реальности он, конечно же, никогда не носил. Его седая борода – тоже знак, проявление мудрости правителя. Изображение князя Александра Невского наполнено символами, которыми с нами разговаривает художник.
Есть на выставке и другие экспонаты, связанные с Александром Невским. В их числе – икона «Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского». Она была написана в честь перенесения мощей этого князя в Санкт-Петербург по велению Петра I. Российской империи нужны были свои герои, преемственность с образами предшествующих поколений правителей. Дата внесения в Петербург мощей святого князя должна была совпасть с датой заключения мирного договора со Швецией, чтобы воинство русское вступило под покровительство воинства небесного.
Вторая часть экспозиции посвящена образам небесного воинства. Иконы написаны нашими современниками. Они опираются как на традиции древнерусского искусства, так и на традиции классицизма. Иконы с изображениями святых воинов-змееборцев – святых великомучеников Георгия и Федора Тирона – сочетаются со скульптурами малых форм. Скульптуры обработаны так, как если бы они только что были извлечены из земли в результате археологических раскопок.
Посетители выставки увидят также двустороннюю икону «Святой Никола Зарайский и Спас Нерукотворный» XVII века. В таких иконах выражена идея защиты «от бед и врагов». Образы Николы Зарайского и Спаса Нерукотворного соединены в одной иконе, главная функция которой – охранительная.
Представленные на выставке иконы из действующего в Рязани храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» на территории больницы имени Семашко будут, безусловно, интересны всем, кто знает об Архангеле Михаиле, Архистратиге небесного воинства, и святом Димитрии Солунском.
Побывать на выставке можно с 11 до 18 часов, по четвергам до 20 часов.
Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца.
«Чудо Георгия о змие»
Дерево, левкас, темпера
Казанский женский монастырь.
Рязань. XXI век
Самым популярным сюжетом из жития святого Георгия в древнерусском искусстве по праву считается «Чудо Георгия о змие». Первые такие изображения известны на Руси с ХII века. Пример – церковь святого Георгия в Старой Ладоге. Во всех изображениях ключевой образ – воин на коне, побеждающий змея, – остается неизменным. И оружие, и воинский доспех, и даже конь под седлом триумфатора – лишь знаки, намекающие нам на незримое противостояние Света и Тьмы, Добра и Зла. Оно, это противостояние, в конечном счете и является единственно важным.
Виталий Попов, министр культуры и туризма Рязанской области:
– Имя Александра Невского – одно из ключевых в истории русского воинства, и концепция выставки складывается вокруг интерпретации образа святого воина в православном искусстве. В центре экспозиции – уникальная парсуна Федора Лысова с изображением Александра Невского, хранящаяся в фондах нашего музея.
Приглашаю посетить выставку. Уверен, что она будет интересна художникам, краеведам, архитекторам и всем любителям искусства.
«Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского»
Дерево, левкас, темпера
Изображенное на иконе XIX века перенесение мощей святого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург состоялось в 1723-1724 годах и имело важное политическое и идеологическое значение: день перенесения мощей князя-победителя в новую столицу совпал с датой заключения Ништадтского мира со Швецией тремя годами ранее. Галерой с мощами святого воина управлял сам император Петр I. Под его предводительством армия Российской империи вступала под покровительство небесного воинства.
Людмила Трухина
Фото автора