№10 (6314) от 12 февраля 2025

Если смотреть рекламу на ТВ, то все мы живем именно в такое время. Хотим мы или нет, но весь мир должен замереть в неподвижности в тот момент, пока я ем йогурт и творожок. А вот Герасим никогда не утопил бы Муму, если б в эпоху, когда он жил, работал в России один очень солидный банк.

Он и бесприданницу спас бы, и героя известной комедии сделал бы более счастливым человеком, и самому солнцу русской поэзии не дал бы так рано закатиться. Короче, всех бы спас. И осчастливил. Впрочем, не хочешь смотреть такую рекламу, смотри другую. Вот мучились иногда мои ровесники в старших классах школы, выбирая, кем стать. А зря. Сегодняшним подросткам и думать не надо о профессии мечты, всё ясно. Станешь доставщиком еды – и жизнь обязательно удастся. И деньги каждый день получаешь, и семью, близких своих счастливыми делаешь, покупая им всё необходимое. И ждут они тебя дома как манну небесную. И, главное, сам ты чувствуешь себя ХОЗЯИНОМ своей жизни. Этот лейтмотив несется со всех телеканалов, сколько ни переключай «ящик». И невдомек зрителю: счастье хозяина, доставляющего готовую еду другому, который оплачивает доставку, сберегая свои силы, время, энергию на более значимые дела, – это и вправду верх блаженства? Но некогда зрителю об этом задуматься, ведь сидит он как завороженный, слушая советы особенной, не золотой, но тоже практически волшебной рыбки о том, как одним махом проблемы с просроченными кредитками решить. И опять зовут тебя почувствовать себя СВОБОДНЫМ и вольным. Отдашь старые кредиты – и можешь броситься в погоню за новыми. Ведь желания, объясняют тебе в телеэфире, рождаются в мире каждую секунду. Но в России есть банки, которые и созданы прежде всего для того, чтобы твои желания выполнять. Ну и теряет человек ощущение реальности – берет займы и кредиты прямо со своего смартфона, только уведомления приходят: вам одобрен кредит, кредитная карта, микрозайм, деньги до зарплаты… В 99% случаев финал печален – долги и просрочки. Но и в этом случае появляются, как из-под земли, финансовые «помощники», которые на особо выгодных условиях «поддерживают» должника, решая его проблемы так, что он остается без всякого имущества.

Главное, по-моему, в том, что в такой ситуации виновен только один человек – сам должник. Ни банк, ни микрофинансовая организация, ни телеканал и его руководители – никто не несет ответственности за то, что человек взял деньги и не смог их вовремя отдать. Да, есть кредитная история, в банках есть специальные службы, которые проверяют потенциальную платежеспособность клиентов. Но всё не работает по большому счету или работает очень плохо, если сам заемщик не включает мыслительный аппарат.

Эксперты официально подсчитали: закредитованность россиян к концу 2024 года оказалась большей, чем в любом периоде 2023 года. В рейтинге регионов России по средней сумме долга одного занятого жителя субъекта РФ по итогу прошлого года Рязанская область занимает место в середине «турнирной» таблицы. По данным на сайтах Центробанка РФ и Росстата, из 87 субъектов наш регион разместился на 42-й строчке. Конечно, это не критично, но и утешительного мало, особенно для должников.

Что же из этого следует? Как в замечательной песне поется, следует жить. Но менять отношение к займам и кредитам у взрослой аудитории поздно. А вот у подрастающего поколения – в самый раз. Как это сделать, авторы топовых рекламных роликов о легкой дороге к богатству знают лучше меня. Но почему бы для начала не превратить пословицы в популярные слоганы?

Представьте: проснешься, включишь смартфон/телевизор/радио, а оттуда во весь голос и на разных языках (страна у нас большая) тебя убеждают: «Добрый хозяин – господин деньгам, а худой – слуга», «Что сегодня сбережешь – завтра пригодится», «Рубль – трудовой, потому и дорогой».

Смешно стало вам? Даже если и так, вспомните того, кто смеется последним.

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое