№70 (6374) от 19 сентября 2025
Обновляется система привлечения молодёжи на предприятия
На прошедшей в Рязанском политехе научно-практической конференции «Высокие технологии в машиностроении и электроэнергетике» главной из поднятых тем стало привлечение молодых кадров в производственную сферу страны, а именно: начинающих инженеров в промышленность, причём преимущественно на те предприятия, которые работают в регионе.
В начале пленарного заседания соглашение о сотрудничестве по подготовке специалистов для нужд предприятий и организаций города Рязани с администрацией г. Рязани подписали генеральный директор завода «Красное знамя» Алексей Рощин и директор Рязанского политеха Валерий Емец. На пленарном заседании прошло и открытие местного отделения Союза машиностроителей России. Преподавателям и студентам вуза вручили удостоверения членов союза, после чего заслушали научные доклады. Они были посвящены системному анализу ситуации, которая сложилась в системе «вуз – предприятие» за последние годы.
Проблемы и задачи
Всего в рязанской промышленности занято 92 тысячи человек, из них в принципиально важных сферах, таких как машиностроение и энергетика, трудятся почти 20 тысяч. Вопрос привлечения инженерных кадров стоит остро. Молодёжь, которая составляла всегда основу кадрового резерва, не всегда идёт работать по специальности, а если даже и выбирает путь, предопределяемый дипломом, то старается занять рабочую позицию на одном из предприятий Москвы или Московской области.
Для того чтобы переломить эту тенденцию и сделать так, чтобы рынок труда насыщался хорошими молодыми специалистами равномерно, а выпускники инженерных направлений могли полностью раскрыть потенциал своей подготовки в дальнейшей трудовой деятельности, необходимо применить научный подход. Одним из его приёмов является более тесное сращивание образовательного процесса и производственной практики. Студенты Рязанского политеха более полно, чем студенты других технических вузов региона участвуют в ознакомлении со своей будущей специальностью на конкретных предприятиях. А это необходимо для того, чтобы выпускники могли сразу же быть готовыми к работе и не проходить стандартную процедуру доучивания на предприятии. Всё это стало следствием изначально принятого практико-ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов. Требования времени и стремительный прогресс технологий, которые постоянно меняются, фактически перенесли солидную часть учебных часов из аудиторий в цеха и конструкторские бюро. Но и этого теперь мало. Постоянно ускоряющийся в своем развитии мир требует, чтобы студенты не только осваивали профессию на производстве, но и участвовали в разработках, которые ведутся инженерными коллективами.
Решения и перспективы
Заместитель директора Рязанского филиала Московского политехнического университета, кандидат технических наук Александр Асаев в своём докладе рассказал о том, как студенты привлекаются к научной и проектной деятельности в интересах предприятий-партнеров вуза. Он отметил, что по оценкам экспертов, к 2027 году страну ожидает практически стопроцентный переход к целевому образованию по отдельным направлениям инженерной подготовки. Это касается машиностроения, силовой энергетики и производства специальных видов техники.
– Сегодня основными факторами, которые сдерживают развитие популяризации инженерного образования, являются следующие. Во-первых, отсутствие единого информационного поля, связанного с этой темой. Сейчас 60% школьников при опросе не могут назвать ни одного промышленного предприятия региона. Только 11% учащихся школ задействованы в профориентационных проектах. Во-вторых, низкая мотивация студентов к длительному трудоустройству и вовлечению в корпоративную культуру, к реализации проектных работ, – рассказал Александр Асаев. – При этом положительным фактором является то, что студенты политеха готовы совмещать обучение с работой. Делается это во многом независимо от уровня заработной платы. Как показывает статистика, все студенты, которые поработали на первом, втором и третьем курсе не по профессии, очень неохотно переходят в промышленность. Это связано с тем, что уровень вознаграждения за труд в начале карьеры может быть невысоким. Дополнительными факторами, которые создают барьер при трудоустройстве инженера по специальности, являются квалификационное несоответствие и незнание внутренней культуры производства на оборонных предприятиях.
В ходе доклада представили схему, которая предлагает решение этих проблем. Она включает в себя деятельность созданного в политехе студенческого конструкторского бюро. Оно функционирует по следующей логике: предприятие размещает заказ на разработку решений или создание технологий, которые нужны на производстве прямо сейчас или потребуются в ближайшем будущем. Студенты работают в бюро на должности техников и большую часть времени проводят в институте, при этом связи с фирмой-партнёром очень плотные. Постоянно ведутся все необходимые консультации. В результате студент может «бесшовно» уже на четвёртом курсе перейти к профессиональной деятельности непосредственно на предприятии-заказчике. Сейчас политех работает по такой схеме с тремя предприятиями региона: РНПК, Елатомским приборным заводом и компанией «Зелёный сад». Активно привлекается к сотрудничеству корпорация «Пермские моторы».
Молодость и инициативность
Подчёркивается, что вуз в развитии своего конструкторского бюро ставит своей задачей не только углублять компетенции всех, кто задействован в его работе, превращая студентов в начинающих учёных прикладных направлений. Большое значение имеет поиск талантов и снижение проходного возраста тех, кого берут в конструкторы. Активно привлекают к набору в ряды бюро учащихся старших классов. Только в текущем году через знакомство с его работой прошло более шестисот школьников. При этом уровень проектов, над которыми работают ребята, достаточно высокий. К примеру, выполнен опытный образец машины абразивной обработки теплозащитных покрытий из циркониевого сплава деталей газотурбинного двигателя. Кстати, именно такие двигатели ставят на самолеты Ил-96 специального лётного отряда «Россия». Это говорит о том, что при грамотном научном подходе к поиску и отбору способных к инженерной деятельности школьников и студентов можно создавать практически реализуемые и очень ценные для российской промышленности разработки.
Ещё одним из созданных коллективом вуза механизмов является правильно организованная ранняя профориентация школьников в стенах того же бюро, чтобы в дальнейшем они могли поступить в вуз по целевому набору. Это не только позволяет сразу же учиться по конкретной инженерной специальности с чётким представлением о задачах, которые предстоит решать, но и гарантирует трудоустройство на ведущих предприятиях региона и страны, в первую очередь на дефицитных, а значит и высокооплачиваемых, специальностях.
Работа над конкретными проектами – сильная мотивация для школьников и студентов младших курсов постигать инженерные науки и делать ставку на саморазвитие. А родителей учащихся такой подход морально готовит к заключению их детьми целевых договоров, предполагающих учебную и профессиональную связь с конкретным предприятием на срок как минимум в десять лет. Большое значение в этом вопросе имеет и принципиальное изменение законодательства. Теперь любой работодатель, вне зависимости от формы собственности и от того, работает он в оборонной сфере или нет, может участвовать в программах по целевому обучению.
Михаил Скрипников
Фото автора