В поисках скрытых ресурсов


81

№14 (5919) от 3 марта 2021

Проблемы и перспективы городского общественного транспорта

В начале года в областном центре вновь был поднят вопрос о судьбе городского общественного транспорта. Сильнейшие снегопады и качество дорожного покрытия только подлили масла в огонь. Кульминацией стал уход по собственному желанию начальника управления транспорта администрации Рязани Андрея Михно. Сейчас исполняет обязанности начальника управления Ирина Черноусова, и городской транспорт стоит, в прямом смысле слова, на распутье. Что рязанцам стоит ждать от городских властей в ближайшем будущем и будет ли положено начало решению одной из главных городских проблем?

Признаки коллапса

В сентябре прошлого года наш город лишился двух троллейбусных маршрутов – № 2 и № 6. Не одно десятилетие «двойка» позволяла рязанцам добираться до двух крупных железнодорожных вокзалов города. Решение, принятое городскими властями, остается спорным до сих пор. Звучали как пожелания вернуть машины на линию в прежнем виде, так и предложения обеспечить вокзалы своим отдельным троллейбусом.
Однако можно смело утверждать, что рассматривать закрытие троллейбусного маршрута № 2 нужно гораздо шире, чем как простое закрытие конкретного маршрута. Это лишь этап давно происходящего развала муниципальных транспортных предприятий. Автоколонну 1310 уже обанкротили, теперь точно так же незаметно на грани банкротства балансирует и МУП «УРТ». Многие эксперты по урбанистике, живущие в Рязани или побывавшие в нашем городе в гостях, много раз указывали на то, что этот процесс развивается уже порядка 20 лет. С того самого момента, как в городе появились первые маршрутки.
Сложно не заметить, что все эти годы транспортные чиновники города открывали все новые и новые коммерческие маршруты и постепенно сокращали маршруты муниципальных транспортных предприятий в Рязани. И аномальные снегопады 2021 года лишь подвели итоговую черту под результатами этой «успешной работы».
25 февраля Рязанская городская Дума рассмотрела отчет о деятельности управления транспорта администрации Рязани в 2020 году. Согласно отчету, на одну единицу подвижного состава автобусов или троллейбусов в Рязани приходится четыре маршрутки. Большинство коммерческих маршрутов практически полностью совпадает с маршрутами муниципальных перевозчиков, а все прибыльные направления многократно задублированы маршрутками.
Падение пассажиропотоков на маршрутах троллейбуса и автобуса – это уже закономерность, даже несмотря на то, что МУП «УРТ» впервые за много лет показало прибыль по итогам своей деятельности в размере около 1 млн рублей. В 2020 году из 15 маршрутов троллейбуса только четыре маршрута оказались рентабельны, еще один балансировал около нуля. Они и принесли управлению ту самую прибыль. В то же время убыточными оказались достаточно активные маршруты, обслуживающие густонаселенные районы. Значительно сократился выпуск на маршруты троллейбусов и муниципальных автобусов. Например, только за 2015–2020 годы выпуск троллейбусов сократился со 130 до 100 машин, а всего 15 лет назад выпуск составлял 170 троллейбусов. Нынешняя же сотня машин – цифра лукавая, так как большая часть этих троллейбусов вечером просто исчезает с маршрутов.
Все это неизбежно привело к кадровому голоду в МУП «УРТ», недостатку водителей и ремонтного персонала. В «призраки» превратились ранее весьма активные маршруты автобуса № 4, 7, 16 и 17. Ситуация усугубилась настолько, что маршруты 7 и 17 были переданы коммерческому перевозчику, а маршруты троллейбуса № 2 и 6 вообще перестали существовать. Вывод напрашивался сам собой: в Рязани долгие годы создавалась система, в которой все убытки достаются муниципалам, а все прибыли – коммерсантам.

Ключевое решение

На последнем заседании Думы за решение признать отчет управления транспорта за 2020 год неудовлетворительным проголосовали только 10 депутатов, 23 – против, 2 воздержались. В итоге отчет управления транспорта был принят большинством голосов. Конечно, с таким решением можно согласиться, но оно вряд ли совпадает с оценкой работы городского транспорта, которую ежедневно ставят горожане. Да и какую оценку можно поставить, если из 13 маршрутов муниципального автобуса сегодня осталось только три, на которые выходит по пять автобусов, а на остальных это количество едва достигает двух-трех машин?
Возможно, ключевым ответом на этот вопрос должно стать участие МУП города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» в национальном проекте «Производительность труда» в Рязанской области. Стартовое совещание представителей Регионального центра компетенций с руководством управления было посвящено предстоящему анализу производственных процессов и определению ключевых потерь, негативно влияющих на работу рязанского общественного транспорта, оно состоялось на следующий день после заседания Рязанской городской Думы.
– Под критерии нацпроекта в Рязанской области потенциально подходят три организации из транспортной отрасли, мы ожидаем, что опыт, полученный рабочей группой МУП г. Рязани «УРТ», будет успешно тиражирован на аналогичные предприятия, – отметил присутствовавший на стартовом совещании министр промышленности и экономического развития Рязанской области Андрей Ворфоломеев. По его словам, помимо адресной поддержки предприятие сможет получить и другие преференции – обучение по программе «Лидеры производительности», основанной на лучших мировых компетенциях, необходимых руководителю в условиях динамических изменений для сохранения потенциала роста производительности труда, и воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом.
По словам и.о. директора МУП «УРТ» Дмитрия Минченко, участие в проекте – это важный этап для развития предприятия. Он считает, что основная цель вступления в проект – оптимизация процесса ремонта транспортных средств за счет скрытых внутренних резервов.
– Наше предприятие нуждается в оптимизации производственных процессов, – отмечает и.о. директора МУП «УРТ» Дмитрий Минченко. – Очевидно, что некоторые процессы на нашем предприятии задвоены, и нами было принято решение начать оптимизацию с этих слабых мест. Производство у нас непрерывное, а подвижной состав эксплуатируется уже очень давно и требует больше ремонта и обслуживания. На этом завязано все, включая обеспечение перевозок пассажиров. Само время требует оптимизации и развития этих процессов. В работу в рамках нацпроекта будет включена вся наша команда. Рассчитываем выйти на требуемые показатели проекта через три года.
Реализация мероприятий программы «Производительность труда» на предприятии рассчитана на три года. Наибольший объем работы приходится на первые полгода – проведение анализа текущей ситуации, разработка корректирующих мероприятий совместно с Региональным центром компетенций и их реализация, подведение первых промежуточных итогов. Далее предприятие перейдет к самостоятельному тиражированию полученного опыта. Окажется ли этот опыт положительным, в ближайшем будущем узнает каждый второй рязанец. Учитывая, что МУП «УРТ» стало 50-м предприятием-участником нацпроекта «Производительность труда», а все предыдущие участники непременно достигали положительных результатов, есть надежда, что свежий взгляд специалистов Регионального центра компетенций положит начало решения одной из главных городских проблем.


«Наше предприятие нуждается в оптимизации производственных процессов. Время требует от нас немедленных изменений. В работу будет включена вся наша команда», – и.о. директора МУП «УРТ»

Дмитрий Минченко


Точка зрения

Елена Сорокина, глава администрации города Рязани:

– Вхождение в нацпроект – это честь для предприятия и возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке перевозок. Сегодня доля пассажиров, перевозимых силами МУП «УРТ», составляет более 40%. Конечно, нам хочется, чтобы этот процент серьезно вырос. Управление рязанского троллейбуса занимает особое место в нашем городе. От того, насколько качественно и своевременно будут доставлены люди к месту их работы, во многом зависит развитие экономики города и всего региона в целом. Кроме того, на предприятии лежит важная социальная функция. МУП «УРТ» перевозит пассажиров из самых отдаленных районов Рязани, обеспечивая личные потребности каждого ее жителя. Другие наши муниципальные предприятия МП «Водоканал города Рязани» и МУП «РМПТС» уже участвуют в национальном проекте «Производительность труда» и стартовали в нем достаточно успешно. Проект рассчитан на три года. По истечении этого срока Управление рязанского троллейбуса должно выйти в устойчивый плюс по всем показателям, нарастить свои мощности, оптимизировать производственные процессы.

Оксана Любимова, директор Регионального центра компетенций:

– Мы видим определенную открытость и готовность руководства к переменам, а также их осознание того, что это необходимо. Самый главный шаг сделан – у них есть эти скрытые ресурсы для решения проблемных моментов. Происходит принятие необходимости что-то улучшать, это позволяет сделать огромный шаг в дальнейшей работе. Я не сомневаюсь, что проект пройдет здесь успешно. Конечно, все будет зависеть от того, какие целевые показатели мы поставим совместно с командой УРТ и как мы будем к ним двигаться. Мы здесь для того, чтобы определить проблемные моменты и устранить их, а также выявить скрытые ресурсы для повышения эффективности работы. Уверена, что наша помощь будет полезной.


Александр Джафаров
Фото администрации города Рязани