
Коронавирус не только поражает здоровье граждан многих стран, но и меняет экономический ландшафт в мире. В том числе очень негативно влияет на рынок медицинского туризма, который был парализован чуть ли не в первую очередь.
По данным Всемирной туристической организации, в 2019 году по всему миру было зарегистрировано 1,5 млрд международных туристических поездок. Количество россиян, ежегодно выезжающих на лечение и оздоровление за рубеж, еще 2 года назад превышало 100 тысяч человек. В свою очередь сама Россия уверенно занимала 5-е место в мире по привлекательности для медицинских туристов. Только за первое полугодие 2019 года нашу страну с целью получения медуслуг посетило больше 530 тысяч иностранных пациентов. Почти сто тысяч туристов в год обращались за услугами медиков различных рязанских клиник.
О том, как коронавирус изменил правила игры на рынке медицинского туризма нашей области, мы беседуем с Александром Кузнецовым, хирургом-имплантологом, врачом высшей категории, доктором медицинских наук, профессором кафедры хирургической стоматологии Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.
Р.В. – Александр Вячеславович, насколько успешно в нашей области развивался такой вид туризма, как медицинский?

А.К. – Рязань посещали 100 тысяч медицинских туристов в год. Наиболее часто они обращались к специалистам таких направлений, как стоматология, офтальмология, диагностика, косметология, репродуктивная медицина, а также в лечебно-восстановительные, оздоровительные центры и санатории. Например, по данным нашего исследования, количество стоматологических туристов в Рязани приближалось к 30 000 пациентов в год.
В коммерческих медицинских учреждениях, оказывающих услуги на конкурентном уровне с Москвой и Московской областью, доля иногородних пациентов – и это в первую очередь москвичи – составляла 30–60%.
Но я бы не стал называть это организованным медицинским туризмом, какой-то отраслевой активной деятельности в этом направлении не существовало. Имела место, с одной стороны, активность отдельных клиник по привлечению пациентов из столицы, с другой стороны – самостоятельный выбор и посещение иногородними пациентами известных рязанских докторов.
Р.В. – Что именно привлекало у нас московских туристов?
А.К. – Если мы говорим о стоматологическом туризме как об организованном потоке иногородних пациентов, то, конечно, это соотношение цены и качества. Съездив всей семьей на выходные в Рязань, можно сэкономить на лечении зубов 50% стоимости. Учитывая транспортную доступность нашего города от Москвы, это довольно комфортно.
Кроме того, некоторые стоматологии Рязани занимаются целенаправленным привлечением стоматологических туристов, предлагая им дополнительные услуги по бронированию билетов, гостиниц, экскурсий, подробно просчитывая выгоды лечения в Рязани. То есть туристов привлекает еще и четкая организация лечения с элементами досуга.
Примерно такое же количество туристов, приезжающих за экономией, – это столичные пациенты, записывающиеся к конкретным докторам. Прежде всего по рекомендациям знакомых и отзывам на специализированных ресурсах, так называемых «отзывиках». В данном случае стоматологических туристов привлекает качество лечения и репутация отдельных рязанских докторов, их высокая квалификация.
Р.В. – Что произошло в отрасли с началом пандемии? Как изменились показатели посещаемости?
А.К. – В самом бедственном положении оказались косметология, оздоровительные центры, санатории. Они в прямом смысле слова сейчас выживают, прилагают максимальные усилия, чтобы сохранить свои площади, штат сотрудников, отсрочить погашение обязательных платежей и кредитов. Те, кто по закону имеет право работать, приспосабливаются к новым условиям. На плаву остаются те, кто имеет кредит доверия у пациентов, проводит высокотехнологичное лечение, не имеющее аналогов в регионе. В более выигрышном положении и те медучреждения, которые обладают качественной базой своих пациентов, с которой можно гибко коммуницировать и оперативно оповещать о новых услугах, актуальных акциях, получать обратную связь.
Если говорить о коммерческих стоматологиях, в среднем количество пациентов с началом пандемии уменьшилось в 2 раза и более. Отменились записи на первичные консультации, плановые осмотры, профгигиену, лечение, которое можно отложить на некоторое время. А серьезное лечение, так называемые тотальные работы, по большей части проходят по плану. У опытных докторов запись корректируется незначительно. У молодых, которые не успели заслужить доверие пациентов, переносов и снятий записей оказалось больше. То есть клиники, делавшие ставку на экономию и удобство московских пациентов, потеряли на пандемии и ограничениях больше, чем клиники, привлекающие пациентов авторитетом своих докторов и инновационностью лечения.
Р.В. – Какими, на ваш взгляд, станут первые шаги медучреждений после выхода рязанцев из самоизоляции?
А.К. – В учреждениях, чья деятельность была запрещена, наконец появятся клиенты, начнется полноценная работа. Что касается стоматологий, то режим работы у нас почти не менялся, за исключением первой недели, когда мы работали только в режиме экстренного приема.
Нужно отметить очень важный факт: приоритеты и планы у части пациентов поменялись, поэтому по окончании режима самоизоляции нас ждет волна акций на привлечение – скидки на профгигиену, отбеливание, счастливые часы, которые сейчас уже заявлены многими клиниками.
После периода нестабильности и неопределенности медучреждения начнут работать над программами лояльности, чтобы иметь в будущем более предсказуемые финансовые результаты. Уже сейчас некоторые клиники предложили заморозить цены на дорогостоящее лечение (имплантацию и протезирование) на 2020 год. Многие задумаются над корректировкой CRM-системы, чтобы сделать ее более гибкой и функциональной.
Р.В. – Как скоро региональному медтуризму удастся вернуться к прежним показателям по посещаемости региона туристами?
А.К. – Не буду гадать. Это будет долгий и очень сложный процесс. Главный урок, который, надеюсь, вынесли руководители медучреждений, – не ждать помощи, а рассчитывать только на себя, на свои силы. Самый важный ресурс каждой клиники – это репутация и доверие пациентов. Узкая специализация докторов, позволяющая достигнуть высокого профессионализма в своей сфере, уникальное для региона высокотехнологичное лечение, доверительные и честные отношения с пациентами – вот что поможет выстоять в любых обстоятельствах.
На уровне региона, надеюсь, тоже будут сделаны выводы. Чтобы дополнительно привлечь медицинских туристов в регион, необходимо поддерживать профессиональных докторов, которые проводят уникальное инновационное лечение, внедряют новые технологии. И, естественно, повышать общую привлекательность города и области для туристов, тогда выбор в пользу рязанских врачей будет сделать еще проще и приятнее.
Беседовала Екатерина Детушева