№56 (5961) от 28 июля 2021
Художник-педагог Александр Бабий в своей новой книге рассуждает о парадоксах и вызовах времени
Трудно сказать, чего в этой книге больше – горечи или надежды, сожаления или оптимизма. Художник-педагог Александр Николаевич Бабий прожил большую, насыщенную событиями жизнь. И не успевал бороться – за сохранение памятников и объектов культуры, за достойный уровень жизни творческих людей и педагогов, за память о великих подвижниках искусства и образования. Есть такое призвание – защищать талантливых, но не нашедших приюта в родных пенатах и родном отечестве.
Александр Бабий написал не то чтобы мемуары. Скорее публицистические заметки о нашем времени, литературный коллаж, озаглавив книгу «Это мы». Чтобы лучше понять самих себя, нужны точки отсчета, подвижники духа. В судьбе Александра Николаевича было немало встреч с замечательными людьми, оставившими зарубки на сердце. Среди них Георгий Карлович Вагнер, академик Борис Викторович Раушенбах, крупнейший археолог Отто Николаевич Бадер. Друзья семьи, педагоги, представители истинно русской интеллигенции – им Александр Бабий говорит слова признательности и словно ведет с ними беседу, размышляя над тем, как преломились бы в их миропонимании события, свидетелями которых стал автор книги.
Бабий размышляет об особенностях русского характера, «веками воспитывавшегося на бескорыстии и жертвенном служении семье и отечеству». О соборности старорусской православной культуры, которая «заменяется уничижительной по своей сути процедурой беспощадного прессования личностей». «Программа мондиализма, то есть упразднения государственных границ, национальных культур, института семьи приобрела в современном мире доминирующие значение». О масштабе утрат, произошедших по причине «безверия, безразличия ко всему низменному и пошлому». Обо всем этом автор мог бы писать снисходительно, с меньшим душевным напряжением, если бы не было у него в жизни перед глазами других примеров. Чего стоит только поступок гвардии майора ВДВ Николая Макарова, друга семьи, прошедшего афганскую войну. С риском для жизни, под обстрелом он пытался накормить плачущего ребенка, кричавшего: «Шурави, шурави!» По-пластунски подполз к девочке и протянул ей кусок сахара и сухарь – все, что было в нагрудном кармане.
Из подобных примеров жертвенности Александр Николаевич составляет свою антологию русского духа. У нас свой путь, свое предназначение – лейтмотив повествования автора. И не может русский человек в качестве высшей ценности принять обывательские радости потребительской цивилизации, где важнее всего личное спокойствие и материальное благополучие. Но как же так получилось, что «живем мы в коконах самовлюбленной гордыни и самоуверенности»? Автор дает ответ: «Одним из приемов уничтожения истоков национальной культуры является воспитание в молодых людях чувства гипертрофированного эго и показного безразличия». Есть и сопутствующие причины. «Современные поколения молодых людей, к сожалению, вынуждены переживать дефицит любящих взрослых».
Конечно же, не обошел вниманием Александр Николаевич свою любимую есенинскую тему. Высказывает свое мнение о монументальной чехарде, негативно влияющей на облик родного города. Не ради того, чтобы излить свою горечь. Просто верит, что градостроительному каменному хаосу когда-нибудь наступит конец и займут свое подобающее место на улицах и площадях памятники великим людям. Ведь ошибки в пространственном планировании говорят о суетности и рассеянности нашего мышления.
Название книги «Это мы» звучит не упреком. Скорее – побудительным мотивом, дающим почувствовать силу коллективного разума и действия. Мы много чего допустили. Но это не фатальные изменения. Просто нужно вовремя вспомнить о вечных ценностях и начать работу над ошибками, пока не поздно.
Не может русский человек в качестве высшей ценности принять обывательские радости потребительской цивилизации, где важнее всего личное спокойствие и материальное благополучие
Димитрий Соколов
Фото Димитрия Соколова













Купить электронную копию газеты