Иван Никитичев демонстрирует продукцию рязанского кластера детских товаров. Резиденты кластера успешно реализуют импортозамещение благодаря кооперации, выпуская все комплектующие внутри страны

№34 (6039) от 18 мая 2022

Как обернуть санкции в свою пользу?

Сложившаяся экономическая ситуация привела к созданию в апреле этого года Межрегиональной ассоциации центров импортозамещения. Ключевой особенностью новой структуры стали новые форматы поддержки предприятий. Примечательно, что многие из этих мер – это инициативы самих бизнесменов. «РВ» пообщались с рязанским предпринимателем Иваном Никитичевым о том, как обернуть санкционные ограничения в свою пользу.

Р.В. – Последние три года для бизнеса были, мягко говоря, не самыми удачными. Трудные времена дают новые возможности?

И.Н. – Да, вы совершенно правы. Давайте на примерах объясню, что имею в виду. Пластиковая пленка. Она в основном импортировалась из Польши. Сейчас этот товар находится на грани дефицита. Могут заменить этот товар наши российские предприятия? Уверен, что могут. Знают ли предприниматели, что почти 25% этого продукта импортировалось в Россию из Польши? Далеко не все. Объем этой информации достаточно велик, на его изучение и фильтрацию у обычного бизнесмена уйдет около года, а то и больше. А оно в современных реалиях дорого обходится. Любое усилие должно быть эффективным. Мы придумали, как приложить минимум усилий и получить максимальный результат.

Р.В. – Речь об идее использования таможенной статистики для инвестиционных ниш? Как она появилась?

И.Н. – В свое время совместно с командой предприятия мы занимались анализом таможенных баз, то есть анализировали российский импорт, чтобы найти ниши с его высоким объемом. Что вообще собой представляют эти базы? Любой товар, импортируемый в Россию или экспортируемый из нее, сопровождается грузовой таможенной декларацией: в ней указываются сведения о товаре по номенклатуре, производителю, стоимости и т. д. Эти данные попадают в базу Федеральной таможенной службы. Вот здесь и начинается наш интерес. В целом мы, конечно, можем взять информацию о ввозе и вывозе из открытых данных, например на сайте ФТС России, но она будет общая и не принесет никакой пользы. Но есть и другой канал получения данных, более подробный. На рынке представлено много компаний, готовых предоставить данные таможенной статистики официально и в более развернутом виде, со всеми полями ГТД. Вот эти данные имеют большую ценность, чем те, что представлены в открытых источниках. В таких базах данных есть информация об основных странах-импортерах, структуре номенклатуры, точных объемах ввоза-вывоза продукции и другая детальная информация. Благодаря этому предприниматель может сильно сократить свое время на анализ рынка и поиск наиболее привлекательной ниши, где он мог бы реализовать программы импортозамещения.

Р.В. – Как выглядит алгоритм анализа таможенной статистики?

И.Н. – В таможенных декларациях есть вся информация о том, кому необходимы товары или комплектующие. И здесь все зависит только от вас. Главное – хотеть и понимать. Объясню. Ты готов заниматься импортозамещением, но понимаешь, что из списка товаров, которые в этом нуждаются, ты ничего не производишь. Что нужно сделать в этом случае? Среди каких импортируемых товаров начинать искать? Номенклатура импорта насчитывает сотни тысяч наименований. Все равно что искать иголку в стоге сена. В первую очередь, надо понять базовые компетенции производственного предприятия. Например, мы производим детские кресла, и одна из наших основных технологий – это литье пластмассы. Значит, у нашего предприятия есть технология литья и необходимо искать именно те товары, которые в списке необходимых к импортозамещению по ней производятся. На словах все просто, доступно и понятно. А как определить в реальном формате? Этот вопрос мы тоже проработали. В России на сегодняшний день существует перечень кодов ОКПД-2 – основной классификатор производственной деятельности предприятий. Он как раз дает понимание об основных производственных компетенциях. Чтобы подобрать под свой ОКПД, под свою компетенцию и ввозимую номенклатуру, можно использовать таблицу кросс-кодов, которые позволяют перевести ОКПД-2 в ТНВЭД. ТНВЭД – это обозначение номенклатуры, которая импортируется/экспортируется. То есть если мы знаем код ОКПД предприятия, то мы очень легко можем понять, в какой группировке кодов ТНВЭД нужно искать и с чем предприятие потенциально может работать. Выяснив целевые ТНВЭД коды, соответствующие ОКПД-2, можно приступать к анализу конкретных ТНВЭД, используя данные таможенной статистики. При ее анализе особое внимание следуют уделить той номенклатуре, которая в большом количестве импортируется из недружественных стран.

Р.В. – Внедрение нового алгоритма уже началось?

И.Н. – Этот проект, назовем его так, заработает в тестовом режиме в рамках Межрегиональной ассоциации центров импортозамещения. Сначала опробуем весь механизм от начала и до конца на рязанских предпринимателях. Как только пробный период завершится, у нас будет понимание по количеству свободных ниш, которые бизнесмены смогут использовать в своих целях. В дальнейшем планируем разработать автоматизированную онлайн-платформу, которая станет центром притяжения всех предпринимателей в Рязанскую область. Пробную ее версию Корпорация развития Рязанской области планирует запустить уже в течение месяца.

Подготовил Александр Джафаров
Фото АНО «Агентство развития бизнеса»


Самое читаемое