В рязанском Фотодоме открылась выставка работ девяти авторов. Всех их объединила тема советского прошлого. Снимки сделаны в 60-80-х годах 20 века, а названием выставки послужила поэтическая строчка Бориса Рыжего «Как хорошо мы плохо жили».

Свое стихотворение Борис Рыжий написал в 1997 году, и тогда уже можно было сравнивать два времени, советское и то, что пришло ему на смену. Сопоставление, увы, по многим параметрам было не в пользу 90-х, даже с учетом изъянов жизни в СССР.

«За магазином ввечеру// стояли, тихо говорили. Как хорошо мы плохо жили/ / прикуривали на ветру».

Куратор выставки, фотохудожник Андрей Карев пояснил, что это третья часть «ностальгического проекта», посвященного фотографии ушедшей эпохи. Первая включала выставка «Непроявленные пленки» самого Андрея Борисовича, вторая – коллективную экспозицию тридцати авторов.

Представленное собрание работ – продолжение культурной рефлексии, беспристрастный взгляд на то, как мы жили. Чувство ностальгии посещает не всех зрителей. Даже установка новогодней елки на площади Театральной вызывает чувство грусти – совсем не праздничный получился кадр у Геннадия Шлоева. Да и елка какая-то убогая, куцая. Можно было бы списать это на взгляд одного автора, но и от других снимков не веет оптимизмом, романтикой, бесшабашной удалью, как от фильмов того времени «Июльский дождь» Марлена Хуциева или «Покровские ворота» Михаила Козакова. Изъянов в советской действительности фотографы специально не искали, это видно по доброму отношению к тому, что попадало в объектив. Но куда денешься от реальности? Конечно, удовольствие от путешествия в прошлое зрителям обеспечено.

На снимках Гурия Назарова (рязанский мастер фотографии впервые представлен в коллективной выставке) можно увидеть праздничную демонстрацию, улицу Революции 60-х и Первомайский проспект 70-х, продажу рыбы на улице Вокзальной в 1962 году, Дом быта в Спасске и Зеленый театр в 60-х. Андрей Карев запечатлел ярмарку в селе Столпцы, концерт в Доме животноводов и разлив в Рязани (80-е); московский Арбат времен Перестройки. Игорь Евстифеев снял троллейбус, едущий на рязанский пляж, с висящими на нем гроздьями пассажиров, смену вывески на Астраханской (ее снова назвали улицей Ленина), снос памятника вождю на площади Ленина 7 октября 1993 года. Евгений Каширин представлен на этот раз снимками, отразившими демократические брожения в Рязани.

Отдельный зал предоставлен работам знаменитого фотографа из Сыктывкара Сергея Зиновьева, о творчестве которого куратор выставки Андрей Карев сказал так: он не пытается сделать хорошую выставочную фотографию, а снимает так, как будто его нет. Встреча с Сергеем Зиновьевым прошла сразу же после открытия экспозиции. Автор рассказал о своем творческом пути, подходах к съемке, поделился своими взглядами на фотоискусство, ответил на вопросы из зала. Многие его сюжеты перекликаются с работами других участников выставки: Андрея Павлушина, Сергея Романова, Владимира Иванова. Председатель Рязанской организации Союза фотохудожников России Анатолий Осипенков поблагодарил Сергея Зиновьева за доставленную радость общения и вручил почетному гостю альбом: «Рязань и рязанцы. Эпоха оптимизма в фотографиях Евгения Каширина». 12+

Димитрий Соколов
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое