Встреча друзей, коллег и почитателей таланта Валерия Евгеньевича прошла в галерее «Рязанское наследие театра и кино» на улице Соборной и была приурочена к его 68-летию.
На особый душевный лад настроил гостей просмотр фильма Галины Воропаевой, снятый через год после смерти коллеги. В фильме своими воспоминаниями делятся известные рязанцы – актер театра драмы Александр Зайцев, телеоператоры Валерий Борисов и Станислав Номероцкий, режиссеры Валерий Жалыбин и Елена Витухина, директор ДК молодежи Николай Плетнев, шоумен Игорь Крысанов, руководитель телерадиокомпании Валентин Карпушкин, мама Валентина Ивановна и вдова Елена Карпакова.
Жизненный путь Майорова в фильме – как вспышка молнии. Зигзаги судьбы, покорение вершин, борьбы с собственными слабостями. Обожание телезрителей и то, чем приходилось платить за изматывающие 14-часовые прямые эфиры. Галина Воропаева работала на «Субботнем телеканале» администратором, поэтому ее фильм – не отстраненное повествование о талантливом журналисте, а взгляд через призму собственной профессии, где так не просто стать у зрителей «своим». А Валерий Евгеньевич им стал быстро – благодаря своему обаянию, неспешной манере разговора с собеседниками, дару импровизации и свободе общения в эфире. Его голос и раскрепощенность действовали на зрителей магически, как успокаивающий чай с мятой. Хотелось просто расслабиться перед экраном и смотреть сюжет за сюжетом – о людях обычных и выдающихся, о тех, кто уже знаменит и кого знаменитым делали передачи субботнего телеканала.
Режиссер Марина Сидоренко вспоминала, как Майоров общался в эфире с Андреем Вознесенским. Нелегко было расположить к себе знаменитого поэта, уставшего от постоянных интервью столичным журналистам и внимания к себе. И тут Валерий Евгеньевич начал читать наизусть стихи Вознесенского – с тем актерским мастерством и чуткостью, которым учили его в Высшем театральном институте имени М.С.Щепкина и которые он развил на подмостках Рязанского театра драмы, будучи актером и режиссером. Было видно, как Андрей Вознесенский переменился в лице, как заискрились его глаза, и общение сразу же пошло на другой, более интимной волне.
«Стилистика материала зависит от ощущения слова», – позже напишет в своей книге Майоров. Он многому мог бы научить нынешних начинающих журналистов и особенно телеведущих, смог бы, наверное, одним взглядом укротить инфантильное кокетство даже федеральных «звезд эфира», доведись ему давать мастер-класс и делиться опытом. Но судьба отмерила ему всего 54 года жизни, и он сам укоротил ее, снимая стрессы известным и привычным способом, о чем в фильме тоже сказано с горькой интонацией.
«Мой телевизионный стиль – это сельпо», – не стеснялся говорить Майоров. Там, в сельпо, вместе с продуктами продавали кастрюли и гвозди, лопаты и удобрения. Без этого сельпо люди не мыслили себе жизни в глубинке, а рязанский телезритель не мыслил субботних дней без развлекательного канала с Майоровым-ведущим. Какие это были времена? Те самые девяностые, когда менялось стремительно телевидение, когда отрывалась дорога документальному кино и всему разнообразию жанров, когда героями передач становились просто интересные и достойные люди, а не те, на которых указывали парторги. Любимый оператор Валерия Майорова Станислав Номероцкий рассказал, как они отважились даже на съемку рязанской рок-оперы, и ее показали на рязанском телевидении. Где теперь эти кадры? Доведется ли увидеть их когда-нибудь?
«Майорову было под силу буквально на пустом месте устроить маленькое шоу или начать серьезный разговор в студии», – вспоминает в фильме Игорь Крысанов. А еще Валерий Майоров был первым ведущим и одним из авторов телерадиомарафона «Низкий поклон вам, ветераны!», ставшего ежегодным.
А я вспоминаю свою армейскую юность, как в субботу мы собирались в каптерке, наплевав на рутинные солдатские обязанности, включали черно-белый «Сапфир» и с нетерпением ждали заставки субботнего телеканала и приглашения ведущего устраиваться перед экранами поудобнее, зная, что офицеры не придут с проверкой, потому что сами залипли у экранов.
Напрасно мы думаем, что те времена для молодых – пустой звук. Ученик 11-й школы, которую окончил Валерий Майоров, снял часовой документальный фильм о своем кумире. И, конечно же, Галина Воропаева предложила устроить совместный просмотр. Хозяйка галереи «Рязанское наследие театра и кино» Ольга Сергеевна Серегина так прониклась атмосферой памятного вечера, что решила создать в музее отдельную экспозицию, посвященную легендарному телеведущему, с личностью которого всегда будут связаны воспоминания о той телевизионной поре, когда все только начиналось и обещало так много.