Город дождей, город белых ночей, город набережных и мостов, Пушкина и Достоевского, Бродского и Довлатова… В описаниях Санкт-Петербурга – великое множество штампов, и ни один из них не свойствен творчеству фотохудожника из северной столицы Александра Филиппова.
Все его сюжеты так же спонтанны, как детская игра «Камень. Ножницы. Бумага», давшая название выставке в Фотодоме имени Е.Н. Каширина. Мы долго спорили с коллегами, в тиски какого жанра поместить эти изображения, сочетающие в себе реализм и абстракцию, но тут подошел сам мастер и поставил в обсуждениях точку, назвав свое направление «фоторезонансом», игрой с непредсказуемым результатом. Людей на снимках мало, они играют второстепенную роль как часть композиции и пейзажа. Не то, чтобы город полностью подчинял себе людей… Просто он сам слишком живой и творческий, легко пользуется художниками, писателями, обычными прохожими для самовыражения. И, конечно же, этот город черно-белый. Фотограф намеренно не использует цвет, чтобы добиться максимальной выразительности, его работы порой больше похожи на графику.
«Я не увидел в этих работах мотивов, которые повторены тысячу раз, здесь нет банальностей, – поделился своим впечатлением член Союза художников России Василий Колдин. – Мастер легко оперирует пятнами и ритмами, ищет компромисс между абстракцией и натурой, и этот компромисс – высокого класса».
Выставка вобрала в себя работы из нескольких серий, среди них «Прогноз погоды», «Очевидный Петербург», визуальные образы дополнены авторскими стихотворениями. Очень трудно, слишком волнительно фотографировать город на Неве, отмечая про себя, что это уже было у других, и не раз, ведь Питер, по словам директора областного художественного музея Виктории Филипповой, – это сплошная территория искусства. Но, взглянув на выставку классика питерской фотографии, легко осознать, что повторений можно избежать. Достаточно услышать внутри свой собственный голос.
Выставка продлится до 10 августа. (16 +)
Димитрий Соколов
Фото автора