Художественный руководитель Рязанского театра кукол – о старте всероссийского Года театра в Рязанской области, современных пьесах и борьбе «культурных услуг» с живым диалогом

В ближайшие месяцы по всей России состоятся десятки театральных премьер, фестивалей, встреч, совместных проектов. Год театра в России начался с торжественного открытия в Ярославле, где работает старейший театр страны. О проблемах и задачах ведущие театральные деятели говорили с Президентом Владимиром Путиным.

Художественный руководитель театра кукол Валерий Шадский побывал на знаковой встрече и считает, что Год театра проводится, в первую очередь, для зрителей, хотя и очень важен для творческих работников. Валерий Николаевич поделился своими мыслями по поводу международного сотрудничества театров, работы с аудиторией и того, как оставаться востребованными в эпоху Интернета и массовых развлечений.

Р.В. – Валерий Николаевич, чего вы и ваши коллеги ждете от Года театра?

В.Ш. – Я жду, что этот год пройдет для нас полезно и насыщенно. Рязанские коллективы не обделены вниманием публики: даже наши гости из других городов и стран отмечают это. Впереди много совместных творческих проектов. Например, в сентябре мы отметим 30-летие Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины» и создадим в его рамках особый спектакль. Под руководством режиссера Бориса Константинова актеры, говорящие на разных языках, представят постановку «Луна на всех одна». Театральное сообщество очень ценит подобные проекты и встречи, ведь наша культурная миссия в мире заключается в том, чтобы сближать людей. Все мы, по сути, хотим одного – жить в мире и любить!

2019 год – не только Год театра в России, но еще и Год свиньи по восточному календарю. Куда пойдем мы с этим Пятачком? Не знаю. Но надеюсь, что будет интересно.

Р.В. – Какие, на ваш взгляд, первоочередные материально-технические и юридические проблемы театрам важно решить в этот год?

В.Ш. – Одна из главных проблем, которую за год все же не решить, – это обилие финансовой и другой отчетности за малейшие изменения в процессе постановки. Например, режиссер понимает, что ткань в уже пошитых костюмах не годится, не соответствует творческой задаче. Чтобы переделать костюмы, нужно сделать массу согласований! Документооборот часто препятствует полету мысли. И все же финансовая и творческая стороны театральной работы – как два столпа одной арки: оба должны быть прочны, чтобы сооружение устояло. И каждый должен выполнять свою работу, чтобы в итоге не страдало качество. Я некоторое время совмещал обязанности организатора и творца, и это было крайне сложно.
Важен и жилищный вопрос. Театрам нужны молодые сотрудники с их энергией и идеями, поэтому служебные квартиры – весомый аргумент при переезде в то или иное место. Рязани в этом смысле повезло, у нас налаженные отношения с властью, и вопросы жилья и других экономических моментов постепенно решаются. Наконец, для всех нас важно, чтобы после многих правок приняли Закон о культуре РФ, в котором будут прописаны все моменты труда творческих работников.

Р.В. – Вы общаетесь с коллегами не только из разных регионов России, но и из Рязанской области. Что, на ваш взгляд, сейчас нужнее всего коллективам из районов для успешного развития?

В.Ш. – Главное для любого творческого коллектива – роль лидера, который имеет свое видение. Это люди-эпохи, как Олег Табаков с его «Табакеркой». Главное, что меня печалит в судьбах многих театров – и больших, и малых, – учреждения превращаются из трибуны для важных высказываний в площадку для «оказания культурных услуг». Так не должно быть! Маяковский говорил, что театр – увеличительное стекло, направленное на общество. Здесь не оказывают услуги по увеселению, а призывают к диалогу и даже лечат душу. К этому и должен стремиться любой театр.

Советские годы были для театров периодом идеологического влияния. Постсоветские – периодом коммерциализации. Настало время поиска баланса во всем

Р.В. – Как современный театр работает со зрителем?

В.Ш. – Я буду говорить об опыте своего театра, поскольку он особый: мы творим для самых маленьких и растим думающую публику. Очень приятно, когда молодые мамы признаются, что когда-то родители вели их на кукольные спектакли, а сейчас они приводят своих малышей… Мы общаемся со зрителем через социальные сети, различные акции, работу в школах. Например, в школе №40 такая кипучая театральная жизнь! Наши артисты проводят там уроки, дети ставят собственные спектакли и изучают историю театра… Замечу, для всей этой налаженной работы опять-таки нужны люди, которые горят своим делом.
Р.В. – Есть ли у театров на данный момент стремление чаще работать с современной драматургией?

В.Ш. – Видите ли, колеса прогресса вращаются с немыслимой скоростью, но человеческие отношения почти не меняются… У классики архаичный язык, но она повествует о вечном. Конечно, хорошие современные пьесы тоже нужны. История ставит перед обществом невиданные задачи, и это необходимо осмыслять. Театру кукол всегда интересны необычные подходы и решения.

Р.В. – Этим летом пройдут II Международный форум древних городов, посвященный театру, а затем «Рязанские смотрины». В чем, на ваш взгляд, уникальность театров Рязанской области в мире, как мы проявляем себя?

В.Ш. – Своеобразием энергетики и идей. Общаясь с коллегами, мы обмениваемся идеями, а иностранцам показываем настоящую Россию. Фестивали, конкурсы, гастроли помогают нам представить свое искусство на высшем уровне и увидеть передовые разработки, но сохранять собственные черты. Судя по всему, нам это удается, иначе коллективы Рязанской области не получали бы международных наград, а фестиваль «Рязанские смотрины» не готовился бы отмечать тридцатилетие. И то, что мы находимся в провинции, нам только помогает: зрители в регионах более чистые и открытые, чаще думающие о духовном. Даже наш легендарный подьячий Крякутной стремился построить воздушный шар, чтобы подняться в небо – вот вам и рязанский дух! (Смеется.)

Театр – это искусство сиюминутного переживания, которое артисты и публика творят вместе

Р.В. – И напоследок. На дворе 2019 год. Что позволяет театру оставаться сегодня уникальным и популярным искусством?

В.Ш. – Помните, Экзюпери говорил о «роскоши человеческого общения»? Такой глубокий, многоуровневый обмен эмоциями возможен только в театре. Это искусство сиюминутного переживания, которое артисты и публика творят вместе здесь и сейчас. Поэтому оно будет жить вечно! Главное – оставаться интересным для человека и пробуждать в нем лучшее.

Беседовала Татьяна Клемешева


Самое читаемое