стоят контрольно-ревизионные органы Минфина России
В нынешнем году исполняется 100 лет со дня образования контрольно-ревизионных органов Минфина России. Об этой важной и знаменательной дате в истории управления финансами Российского государства мы беседуем с руководителем Управления Федерального казначейства по Рязанской области Александром Ивановичем Панковым.
– Как давно появилась функция контроля за расходами государственной казны?
А.П. – Контроль непрерывно развивался вместе с укреплением российской государственности. Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656 год. С 1657 года упоминается специфический орган – Приказ счётный или Приказ счётных дел, который был учрежден в целях повышения эффективности финансового управления. Задачей Приказа счетных дел был контроль сумм, поступающих в приход и расход по разным учреждениям.
В 1720 году Петр I учредил специальный контрольный орган по управлению финансами – Ревизионную Коллегию. Затем, в целях улучшения «дела ревизии» на местах, в губерниях создаются казённые палаты, в обязанности которых входило производство ревизий счетов губернских учреждений.
В 1811 году Царским манифестом 28 января учреждается особое ведомство – Государственный контроль, который должен осуществлять ревизии счетов и проверять не только министерства вообще, но и в особенности министерство финансов и Государственного казначея.
В 1892 году был принят первый в истории России закон о государственном контроле, который имел решающее значение. В этом законе были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произходили на протяжении почти двух с половиной столетий.
– А почему мы тогда говорим о вековом юбилее контрольно-ревизионных органов?
А.П. – 23 октября 1923 г. постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР в составе Народного комиссариата финансов СССР создано Финансово-контрольное управление с органами на местах для проведения документальных ревизий на предприятиях и организациях. Эта дата считается днем рождения контрольно-ревизионных органов главного финансового ведомства России.
Было закреплено самостоятельное, отдельное направление в финансовой деятельности государства – государственный финансовый контроль, который прошёл большой путь становления и развития.
Позднее его функции перешли к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов страны. После распада СССР оно осталось единственным государственным органом в России, обладающим опытом организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений в финансово-бюджетной сфере.
– А что входило в полномочия этих органов?
А.П. – В Положении о финансово-контрольном управлении, утверждённым Наркомфином СССР и Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции СССР, в качестве их основных функций указывались «последующая документальная проверка доходов и расходов общегосударственного бюджета», «проверка денежных и материальных ценностей, сооружений, построек», предусматривалось полномочие по наблюдению за «правильной постановкой финансово-счётных частей всех ведомств СССР».
Организационно финансовый контроль осуществляло не только финансово-контрольное управление, но и финансово-контрольные подразделения союзных республик, губерний, областей. В связи с этим 100-летний юбилей является общим и для органов внутреннего государственного контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
– С какого периода функции контрольно-надзорной деятельности относятся к полномочиям Федерального казначейства?
А.П. – В ходе административной реформы 2004 года произошла реорганизация контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России. Была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, просуществовавшая до 2016 года, когда, в соответствии с Указом Президента России, функция по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере передана Федеральному казначейству. С этого времени Казначейство России стало главным органом по внутреннему контролю в финансово-бюджетной сфере на федеральном уровне. С точки зрения ведомственной подчинённости и ранее Росфиннадзор, и сейчас казначейство – это службы в ведении министерства финансов Российской Федерации.
– А почему эта важная государственная функция была передана именно в казначейство России?
А.П. – Казначейство России является оператором крупнейших государственных информационных систем. Они содержат практически все сведения о деятельности объектов контроля и позволяют осуществлять оперативный сбор и оценку информации о них и их действиях.
Контролёрам-ревизорам, которые сейчас являются сотрудниками Федерального казначейства, не нужно запрашивать у другого органа какие-то исходные данные для проведения проверки – они во всём многообразии уже хранятся в базах данных казначейства. Таким образом, на получение нужной информации уходят сейчас минуты, а не дни и недели, когда нужно было организовывать межведомственное взаимодействие.
– Какие задачи сейчас стоят перед Казначейством России в части контрольно-надзорной деятельности?
А.П. – Это, прежде всего, проверка соответствия принятым государством решениям результатам их исполнения. Формы решения этих задач многообразны. Это и классические проверки, ревизии, в ходе которых осуществляется выявление и пресечение нарушений и недостатков в финансовой системе государства, установление их причин и последствий. Но всё более актуальным становится проведение мониторинговой и аналитической работы, которая направлена на трансформацию контрольной функции – вместо поиска уже совершенных нарушений и виновных в них казначейство стремится к предупреждению и недопущению нарушений в подконтрольной среде. Мы движемся к тому, чтобы наша работа с учреждениями и организациями бюджетной сферы создавала все условия и возможности не допускать нарушения.