Владислав Костицын: «Надо вкладываться в перспективных ребят!»

В Дубае закончила работу крупнейшая в мире специализированная ИТ-выставка

Россию на ней представляли московские и рязанские компании. Свои разработки презентовала и АО «Алакрис Групп». Беседуем с президентом фирмы – Владиславом Костицыным, и далеко не только об успешной работе на выставке…

– Россию на выставке представляли 10 компаний-экспортеров региона. Как вы туда попали?

В. К. – В Дубай мы отправились благодаря Рязанскому центру экспорта, в котором занимаются подбором потенциальных зарубежных партнеров, в том числе для ИТ-компаний. Так у нас когда-то начались поставки разработок с высоким экспортным потенциалом в страны СНГ и ближнего зарубежья. Это программные комплексы для доставки еды по типу Яндекс.Еда, Delivery Club. И вот центр экспорта оказал нам дополнительную поддержку – пригласил поработать на выставке в ОАЭ, чтобы мы могли найти партнёров по конкретному профилю. Нас интересовал сектор e-commerce foodtech, то есть сети ресторанов, отелей, которым требуются такие приложения. На выставке было представлено порядка 40 стран, около 3 тысяч участников, там побывало примерно 35 тысяч посетителей. В основном это представители деловых кругов Ближнего Востока, Китая, Азии и Африки.

– Какие связи удалось наладить? С кем-то уже договорились о дальнейшей работе?

В. К. – Как только мы вернулись в Рязань, начали вести переговоры по десяткам контактов с выставки. Ведь там происходит только первое знакомство: люди видят, что мы занимаемся e-commerce, в частности – foodtech, какими-то серьёзными проектами. А сейчас уже идёт плотная работа. Продлится она не менее месяца, и к концу года мы выйдем на заключение контрактов. Хорошие предложения уже есть из Африки и Саудовской Аравии…

— Как ИT-компания вы зарегистрированы в Рязанской области. Причём у вас не просто ИТ, а многопрофильный бизнес, в котором и разработка, и продажи, и логистика, и доставка… На одних выставках и бизнес-миссиях сложно продвинуть своё дело. Возможно, вам нужны какие-то дополнительные меры поддержки, консультационная или какая-то ещё помощь?

В. К. – Пока кроме экспортных услуг наша компания ничем другим не пользовалась. Скорее наоборот – мы сами выступаем в роли своеобразного института поддержки. Например, активно работаем со стартапами, делаем им MVP – мобильные разработки. Уже сделали больше сотни приложений. И я считаю это определённой помощью начинающим предпринимателям, поскольку в основном стартапы закрываются, так и не выйдя на самоокупаемость по причине отсутствия спроса. К примеру, из 100 компаний, которые мы обслужили, выполнив заказ по разработке приложения, «выжили» порядка 10-15. То есть если говорить про реальную и системную поддержку, то речь должна идти о выстраивании полноценного патроната, о вскармливании нового предприятия буквально из пипетки, начиная с момента, когда оно только-только зарождается, и работая с ним предметно.

У стартаперов, которые заказывают приложение в моём агентстве, есть огромное количество опасений по поводу поддержки: сегодня дают, а завтра могут и забрать. И это тоже ограничивает их рост. Например, есть у нас ребята – студенты второго курса, у них неплохой стартап. Есть возможность получить под его развитие полтора миллиона рублей. Говорю им об этом, даю ссылку, объясняю. Но на самом деле их нужно буквально за руку вести, помогать заполнить заявку…

– А вы сами не думали о такой деятельности? О полноценном консультационном направлении?

В. К. – Да, я думаю ввести такое сопровождение как услугу с небольшой оплатой специалистов (ведь их тоже ещё надо обучить): возможностей и разнообразных фондов очень много – Фонд Бортника, Агентство стратегических инициатив… Сегодня просто колоссальное количество государственных и частных учреждений, помогающих стартапам запустить свой продукт. И в них надо уметь разбираться.

– К вопросу о кадровых компетенциях, персонале вашей компании, о программистах… Как вы формируете свою команду?

В. К. – По-разному. Везде есть свои нюансы. Например, вопросы к уровню квалификации местных программистов. Или вопрос контроля тех, кто работал у меня онлайн по всему миру. Но в итоге я пришёл к пониманию, что нужно работать с вузами. Что, собственно, и начал делать.

В 2017 году я пришёл преподавать в РГРТУ. Это дало очень сильный толчок к развитию моего бизнеса. Он вырос буквально в 20 раз за счёт того, что я, преподавая, получал обратную связь от студентов. Например, мы разработали методологию, которая позволяет получать много бесплатного трафика. Этакий органический SEO-трафик… Кстати, я готов помочь экспортёрам и компаниям, которым нужен трафик, и провести для них бесплатный семинар на эту тему.

У меня есть опыт работы с зарубежными программистами, но я уверен, что творческую команду лучше формировать в России – стране креатива, возможностей и интеллекта. Это, наверное, самый ценный наш бонус. И это моя вторая находка.

– Давайте вернёмся к стартапам, их поддержке. Как это в идеале должно быть организовано…

В. К. – Возьмём стандартный вуз, в который сверху поступает указание «срочно приступить к развитию стартапов». Да, это примерно так и происходит. А в вузе очень сложно с пониманием, что это такое и как это можно срочно развить. Проблема в том, что в академической среде зачастую работают люди с советским мышлением – им реально непросто перестроиться. Самостоятельно такой вуз задачу с поддержкой стартапа вряд ли осилит. Но есть компании (в том числе и моя), которые плотно сотрудничают со Сколково, с различными фондами развития… Зрелые компании, зрелые предприниматели, как правило, уже имеют определённый фокус интереса, им тяжело создавать что-то новое. Но они способны поддержать стартап, даль ему шанс выжить и развиться во что-то толковое. Молодой студент может придумать нечто гениальное, но у него нет бизнес-опыта, чтобы продать, а опытные бизнесмены не могут придумать ничего из разряда «вау!», зато они могут помочь быстрее начать продавать продукт. Это очевидное противоречие, но почему-то ничего кардинального в этой связи не предпринимается.

Я лично и моя компания готовы помогать начинающим стартаперам, но ходить по кабинетам ректоров – малоперспективное занятие. Есть хороший опыт в одном южном регионе, где замминистра науки и образования прокачивает совет ректоров местных вузов, а заодно и студенческие стартапы. Это идеальный пример с точки зрения организации системного подхода. Подхода, который поможет в решении извечной проблемы с кадрами, с исследовательскими группами, которые постоянно что-то придумывают, создают то, что будет востребовано во всем мире, не только в России. Я уже говорил, что в интеллектуальном плане Россия удерживает лидерские позиции, у нас сильное образование, дающее нам огромные преимущества. Просто это образование нужно немного адаптировать под реальные потребности экономики.

Сейчас в вузах начинают появляться проректоры по инновационной работе. Было бы хорошо, если бы они создали совет под управлением министерства цифрового развития, в работе которого мог принимать участие и бизнес…

– Вы, как предприниматель, готовы работать с таким советом?

В. К. – Я лично научился зарабатывать деньги. Выводы, к которым пришёл в итоге, рано или поздно осознаёт каждый успешный бизнесмен: надо вкладываться в перспективных ребят, которые хотят развиваться. Искать их в вузах и вкладываться в них. Другого пути просто нет.