№96 (5900) от 11 декабря 2020
Некоммерческие организации делают социальную помощь более доступной
Социальная помощь – одна из самых быстрорастущих сфер услуг и рынок труда с неисчерпаемым потенциалом. К тому же этот сектор очень пластичный, легко сочетается с информационными технологиями.
Презрительное слово «собес» когда-то заключало в себе пороки государственной системы социальной поддержки населения. Теперь она избавляется от недостатков, свойственных монополиям. На этот рынок выходят некоммерческие организации, и государство создает для всех участников равные условия: единый тариф, общие стандарты оказания услуг, финансируемых из бюджета. Потребитель получил возможность выбора, а социальная помощь стала более доступной, хотя до сих пор многие считают, что нанять сиделку или организовать доставку продуктов, лекарств пожилому человеку – это целая проблема. Мы поговорили с директором по развитию и учредителем АНО «Забота и милосердие» Алексеем Ковановым о том, как устроена социальная помощь сейчас и какие изменения ей необходимы.
Оплачивает государство
Пожалуй, главный вывод моего собеседника заключается в том, что будущее – за информационной экосистемой, которая выведет социальную помощь на новый качественный уровень. А сама она станет привычной и доступной, не будет восприниматься как производное беды, одиночества, неблагополучия. В старости люди должны чувствовать себя уверенно и защищенно вне зависимости от того, как сложились их отношения с родственниками.
Время меняет традиционные уклады нашей жизни. Люди стали более мобильными.
– Около ста тысяч жителей Рязанской области отправляются на заработки в Москву и другие регионы. Приходит время, и многие сталкиваются с необходимостью ухода за пожилыми родственниками. Без службы социальной помощи им не обойтись, – говорит Алексей Кованов. – Часто люди удивляются, узнав, что получить ее довольно легко. Действующий порядок простой. Ресурсный центр социального обслуживания признает человека нуждающимся в таких услугах. Составляет для него индивидуальную программу их предоставления. Обратиться за ними можно в любую организацию, входящую в официальный реестр поставщиков социальных услуг. Все назначенные услуги – будь то заказ продуктов, лекарств, уборка квартиры, вынос мусора – бесплатные, если доход пенсионера ниже полутора прожиточных минимумов. Если он выше, то платить нужно с суммы превышения всего 15 процентов. Как правило, это несколько сотен рублей, что по силам сейчас любому пенсионеру. Можно заказать услуги сверх стандарта, определенного государством. Поясню на примере. Четыре часа сиделки в день входит в тариф обслуживания. Если нуждающийся или его родственники хотят, чтобы сиделка проводила с ним больше времени, за разницу нужно доплачивать.
Социальный работник: востребован и незаменим
Алексей Владимирович назвал размер зарплаты соцработника в его организации: за октябрь в среднем она составила 30 тысяч рублей. И кадры постоянно требуются. Соцработником может стать каждый, но нужно пройти собеседование, так как работа очень ответственная и кадры подбираются тщательно. Всему здесь научат, отправят, при необходимости, на курсы. Обеспечат планшетным компьютером с безлимитным интернетом. Кстати сказать, эта новация внедрена пока только в АНО «Забота и милосердие». Выходя на маршрут, соцработник включает GPS-датчик на планшете, и все его перемещения, визиты отслеживаются диспетчерами. Обязательна фотофиксация своего пребывания у подопечного, записей журнала учета посещений, чеков на приобретенные товары. Сведения тут же отправляются на базу. Как отреагировали на этот цифровой контроль соцработники? «В большинстве своем нормально, с пониманием, – говорит Кованов. – Несколько человек посчитали такие требования неприемлемыми. Они нашли другую работу. Но ведь мы вводим не слежку, а улучшаем качество отчетности. Бюджетные деньги очень строго контролируются. А теперь представьте картину. Бабушка страдает деменцией, потерей памяти. К ней приходит проверяющий и спрашивает: «Был у вас соцработник?» – «Нет, никто не приходил». Фотофиксация посещения и показания GPS-датчика снимают все вопросы, защищают соцработника. И родственникам спокойнее».
Информационная экосистема
Про бюджетные деньги мы уже сказали. Где они – там много строгой отчетности. Цифры, графы, таблицы, тетради… С этим валом документов нужно что-то делать. Однозначно – идти по пути автоматизации. Это понимают и в министерстве: на каждом шагу говорим о цифровизации, а пользуемся старыми методами. Из бумажек цифры нужно переносить в компьютер. А потом эти таблицы снова распечатывать. Держать в штате людей, выполняющих чисто техническую функцию… Процесс перехода на электронный документооборот сложный и долгий, но необходимый.
Проходя стажировку в Сколкове, Алексей Кованов разработал вместе с коллегами из других регионов проект «Создание сетевого социального сервиса и маркетплейс социальных услуг». Это то, о чем мы сказали в начале материала. Глобальная экосистема социальной помощи. Работа с большими данными. Мгновенное подтверждение тех или иных действий. Кованов представлял эту систему губернатору Николаю Любимову и правительству области на форуме «Сильные идеи для нового времени». Знакомил с ней Общественный совет при администрации города. Прошу Алексея Владимировича рассказать о ней подробнее.
– Если брать саму суть, то все наши государственные информационные системы должны быть открыты для поставщиков социальных услуг. Чтобы данные могли поступать в государственную систему из приложений, написанных сторонними разработчиками. Это тоже, кстати, фактор конкуренции. Сейчас государственные агрегаторы такой информации закрыты. Кроме того, они неудобны и плохо адаптированы к меняющимся условиям. Как должно все выглядеть в идеале? Открыл планшет, заполнил электронный журнал – и данные ушли в государственные системы учета. Получатель услуг открывает приложение и видит все организации, которые могут ему эти услуги предоставить. Оценивает их рейтинг, отзывы. Узнает, что положено получать бесплатно, а что за деньги. Поставщик социальных услуг видит картину потребностей и тех требований, которые необходимы, чтобы выйти на этот рынок. Государственные органы мгновенно оценивают эффективность расходования средств и планируют бюджет исходя из потребностей населения в услугах.
Экосистема ликвидирует теневой сектор. Уйдут в прошлое ужасные истории о стариках, которые подписали свои квартиры случайным помощникам, о махинациях с деньгами одиноких пенсионеров. Появится быстрый доступ ко всем предложениям социальных услуг. Нужна сиделка – выбирай. Требуется доставка лекарств, сопровождение в поликлинику, поход за рецептом – все в один клик, никаких мытарств и поисков.
Маркетплейс услуг
Информатизация привлечет людей, которые не входят в категорию нуждающихся, но хотели бы приобретать социальные услуги, готовы за них платить, а это повысит инвестиционную привлекательность всей сферы. В Рязанской области проживают более 300 тысяч пожилых людей. Это огромный рынок потребностей. Система социальной помощи должна быть готова к экспоненциальному росту, но его нельзя обеспечить без новых технологических решений. Они нужны – это сегодня аксиома. Пандемия показала, что огромная часть населения может быть признана нуждающейся в социальных услугах буквально в одночасье. Остроту ситуации пока снимают волонтеры.
Создание информационной экосистемы потребует межведомственного взаимодействия, и здесь разработчики надеются на помощь Агентства стратегических инициатив. Кстати, Алексей Кованов является общественным представителем АСИ по направлениям «Социальные проекты» и «Туризм».
Недавно организация «Забота и милосердие» открыла в рязанском лесопарке общественный консультационный центр. Во время съемок видеосюжета в объектив попала одна бабушка, которой волонтер вручил информационный буклет. Пожилая женщина смутилась, попросила кадры эти не публиковать. «У меня много учеников, а тут все увидят, что пришла за социальной помощью. Как-то неловко».
Алексей Кованов говорит, что эти стереотипы уходят в прошлое. Люди перестают стесняться, заказывая социальные услуги для пожилых родственников. Не потому, что сами не хотят себя загружать. Просто особенности трудового графика не позволяют быть рядом в нужное время. От ложной стеснительности бывает только хуже: старики сидят взаперти, часто неухоженные и голодные.
У Алексея Кованова четыре образования – учитель математики и информатики, маркетолог, магистр социальной работы, а также повышение профессиональной квалификации в Сколкове. Он выбрал направление деятельности, востребованность которого будет только расти. «Я думаю, у нас в обществе изменятся понятия карьеры, успешности, – говорит он. – Успешным будет тот, кто сможет принести больше пользы людям, необходимой здесь и сейчас».
Димитрий Соколов
Фото автора