Вопросы государственного земельного надзора

Государственный земельный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Деятельность уполномоченных в данной сфере органов осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также путем проведения административных обследований земельных участков. С принятием 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подход к надзорной деятельности принципиальноп изменился. Особый акцент сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям. Теперь проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения ущерба, является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий, которые должны осуществляться в исключительных случаях. Данным законом закреплён широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены такие мероприятия как информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия. Законодатель, при этом исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях – это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе. Федеральным законом № 248-ФЗ определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований. Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий. Следует отметить, что предостережение содержит лишь предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения требований, в нашем случае, это требований земельного законодательства, и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов. Данный аспект и является главным отличительным признаком предостережения от предписания. В случае выдачи предписания, контролируемому лицу устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. По истечению указанного в предписании срока, госземиспекторами проводятся необходимые контрольные (надзорные) мероприятия с целью установления факта исполнения либо неисполнения ранее выданного предписания.

Нововведением Федерального закона № 248-ФЗ является порядок принятия к рассмотрению и рассмотрение подобных обращений, а именно – установление личности гражданина, либо полномочий организации, подавших обращение. Большинство граждан часто полагают, что направление в адрес контролирующих органов заявления (письменно или электронно), в котором содержится просьба о проведении проверки в отношении соседних земельных участков, на том основании, что по мнению заявителя, забор по их границы установлен неправильно, является ошибочным. Соответственно, прежде чем принять решение о проведении внеплановой проверки должностными лицами государственного земельного надзора будут проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с целью установления достоверности сведений, указанных заявителем в своём обращении. Важность данного нововведения уже доказана практикой. Из всех направленных в адрес контролирующего органа обращений и заявлений, треть обращений не принимаются к рассмотрению, по причине отказа подтверждения личности. Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством, заявители несут административную ответственность за предоставление заведомо ложных сведений.

 

Гл. специалист-эксперт межмуниципального отдела по Шиловскому, Шацкому, Путятинскому, Чучковскому районам Управления Росреестра по Рязанской области Нефедов В.П.