Вот, новый поворот!


84

Педагоги, родители, ученики, студенты рассказывают, как живут, работают и учатся в новых условиях

Нынешний учебный год оказался сложным и непохожим ни на один из предыдущих. Из-за пандемии коронавируса все, что казалось незыблемым и устоявшимся, поменялось в один момент. Внеплановые каникулы, переход на дистанционное обучение школьников и студентов, отмена экзаменов в девятом классе и перенос сроков ЕГЭ для 11-классников, досрочное завершение учебного года – это и многое другое перевернуло привычное течение жизни для всех, кто учит и учится. Ситуация заставила мыслить более нестандартно, увидеть позитивные моменты там, где, на первый взгляд, их нет.
Мы пообщались с разными участниками образовательного процесса, расспросили, как изменилась их жизнь, с какими мыслями они завершают этот непростой учебный год.


Главное – набраться терпения

Галина Певцова, многодетная мать, педагог:

– Этот учебный год для нашей семьи выдался непростым. Определенные трудности испытывала дочь Марина, ученица 5-го класса, при переходе из начального звена в среднее. Многое оказалось ей в новинку и далось не сразу. Это и необходимость привыкать к другим учителям, и увеличение количества школьных дисциплин, и большие объемы домашних заданий. Иногда были даже слезы. Сейчас беспокоимся за старшего сына. Он заканчивает 11-й класс, впереди экзамены, поступление в вуз, и, скорее всего, переезд в другой город. Хочется, чтобы у сына на новом жизненном этапе все получилось. Помимо этого, нужно собрать в школу младшего ребенка – в следующем учебному году он идет в первый класс.
Если говорить о внезапном переходе на дистанционное обучение, то наши два школьника к нему адаптировались нормально. Но не выдержал нагрузки и сломался домашний компьютер. Им активно пользовались сразу три члена нашей семьи – кроме сына-одиннадцатиклассника и дочери-пятиклассницы, это еще и муж, который работает учителем. Пришлось покупать новый компьютер, а также обновить гаджеты у детей, опять же, для учебы. Понятно, что это были непредвиденные расходы для семейного бюджета, но хорошо, что теперь благодаря единовременным президентским выплатам на детей от 3 до 15 лет включительно, мы можем их хотя бы частично компенсировать. Мне кажется, сейчас и моральные, и материальные трудности испытывают многие семьи с детьми. Но, я уверена, нужно просто набраться терпения – мы со всем справимся и все преодолеем.


Скучаю по школе

Варвара Рожкова, ученица 6-го класса сельской школы:

– Этот учебный год, конечно, дался мне нелегко. Вначале все было как обычно – школьная жизнь, уроки с учителями, домашние дела, посиделки и прогулки с друзьями. Но вдруг все резко поменялось – российские школьники перешли на дистанционное обучение. Адаптироваться к таким условиям в первое время было непросто, особенно нам, сельским ученикам, потому что хорошего интернет-подключения не было. А как возможно без этого дистанционно учиться? Очень рада, что через некоторое время нам провели скоростной интернет с wi-fi.Учиться сразу же стало легче, да и сама жизнь стала более цивилизованной, появился доступ к современной информационной среде. Но у некоторых моих друзей, к сожалению, до сих пор нет нормального интернета. Еще одна важный момент – на дистанционке заданий больше, чем обычно, остается мало времени на другие дела. Особенно если учитывать, что некоторые учатся еще и в других школах: музыкальных, художественных. Я сама дополнительно учусь в музыкальной школе, а оттуда тоже приходит поток заданий. Признаюсь, что скучаю по школе. Снова хочу ходить туда, общаться вживую с одноклассниками, слушать живого, а не виртуального учителя, немного проказничать, гулять с друзьями – при нынешних обстоятельствах все это ушло в небытие.


Не останавливались ни на день

Андрей Кашаев, ректор Рязанского института развития образования (РИРО), кандидат педагогических наук:

– В целом для нас этот учебный год оказался успешным. В первой его половине мы вплотную занимались качественным развитием наших проектов, один из которых – «Школа современного директора». Продолжили работу по совершенствованию школьных управленческих команд, помогали подтянуться школам, имеющим стабильно низкие результаты.
Как только был объявлен переход на дистанционное обучение, наш институт начал оказывать поддержку рязанскому учительству в освоении новых технологий. Мы быстро перестроились и стали площадкой по методическому сопровождению региональной системы дистанционного образования (РСДО). Ежедневно на нашем ютуб-канале рязанские учителя делились успешными и эффективными практиками проведения уроков по различным предметам на платформе РСДО, демонстрировали коллегам максимум ее возможностей. Мы организовали 10-канальную горячую линию для учителей, учеников, родителей. За полтора месяца работы на нее поступило около десяти тысяч обращений. В работе горячей линии приняли участие студенты – волонтеры радиоуниверситета, они большие молодцы. Сейчас все вопросы сняты, поэтому горячая линия закрыта. Но по возникающим проблемам работаем уже в индивидуальном режиме через муниципальные органы управления образованием.
Несмотря на введенные ограничения, институт продолжил заниматься повышением квалификации и переподготовкой педагогов, но уже не очно, как раньше, а в режиме онлайн на специальной интернет-платформе. Конечно, мы понимаем, что вопросы повышения квалификации сейчас отошли для педагогов на второй план – они больше заняты освоением новых дистанционных технологий. Это общая тенденция, характерная не только для нашего региона. Но, думаю, в ближайший год мы наверстаем упущенное. Одновременно, также в дистанционном формате, мы продолжили проводить конкурсы педагогического мастерства по различным направлениям. Несмотря на то, что ситуация с переходом на дистант оказалась неожиданной, считаю, что мы были к ней готовы и создали все условия для обучения учителей. В целом, в нынешний сложный период работа института развития образования не останавливалась ни на один день.
Образование – такая сфера, где нужно постоянно думать на перспективу. Поэтому сейчас мы готовимся к перенесенной на более поздние сроки государственной итоговой аттестации выпускников школ, организуем работу экспертного сообщества. В следующем календарном году начнется реализация одного из важнейших с кадровой точки зрения направлений нацпроекта «Образование» – «Учитель будущего». Для этого в Рязани сейчас создается центр педагогического мастерства, который станет подразделением РИРО.


Дистанционные технологии оперативно освоили

Ирина Мартынова, заместитель директора по учебной работе школы № 2 имени академика В.Ф. Уткина города Касимова, учитель начальных классов:

– Завершающийся учебный год до определенного момента был вполне обычным. Все шло по плану – школьная жизнь кипела, приближались выпускные экзамены, мы готовились. Новая ситуация с дистанционным обучением возникала внезапно и все перевернула. Первая реакция педагогов – непонимание, как дальше действовать, тревожная неопределенность. В условиях форс-мажора мы начали осваивать региональную систему дистанционного образования (РСДО), на которой нам нужно было продолжать учебный процесс. И несмотря на то что освоение было сложным, система позволила нам не остановиться и буквально спасла положение. Конечно, чтобы вникнуть во что-то совершенно новое, необходимо время, обкатка, апробация. У нас этого времени фактически не было. Но учителя, даже те, кто с цифровыми технологиями на «вы», все равно справились. Надо отдать должное коллегам – во время дистанционного обучения они были на связи с родителями и учениками практики круглые сутки, не считались с личным временем. В основном работали в режиме оффлайн, поскольку не у всех учеников есть техническая возможность выйти в эфир одновременно с учителем – в некоторых семьях компьютер один, а учеников несколько; у кого-то не слишком быстрый Интернет. Считаю, что наши педагоги должны быть признательны и родителям учеников, которые с переходом на дистанционное обучение тоже испытали немало трудностей и волнений, отчасти взяли на себя учительскую роль.
Сейчас уже всем понятно, что дистанционные технологии дают массу возможностей. Возникшая ситуация показала, что мы должны ими активнее пользоваться в дальнейшем, должны быть готовы в любой момент применить их в работе. Например, как инструмент работы с детьми, находящимися на домашнем обучении, или для проведения совещаний. Но при этом мы, конечно же, верим, что вернемся к традиционной, очной системе школьного обучения, формировавшейся веками. Ведь ничто не заменит прямого контакта учителя с учеником.


Спасибо преподавателям за онлайн-мероприятия

Варвара Рогаткина, студентка второго курса отделения журналистики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина:

– Этот год был для меня очень волнительным, так как с сентября началась моя активная деятельность на факультете. Изо всех сил я старалась проявить себя и сделать как можно больше. Очень много планов было на весну, связанных с мероприятиями вуза, но, увы, коронавирус все нарушил. Могу сказать, что в дистанционном обучении есть свои как минусы, так и плюсы. Из плюсов – у меня появилась возможность больше времени проводить со своими близкими, читать больше интересной литературы, а также хорошо подготовиться к предстоящей сессии. Безусловно, если бы не онлайн-мероприятия, то жизнь была бы намного скучнее. Спасибо многим нашим преподавателям, которые их организовывали.

Подготовила Людмила Иванова