№16 (6220) от 01 марта 2024

Выставка печатной графики работает в «Фотодоме»

На безбрежном водном просторе грустит одинокий мальчик, сидя на краю лодки. Он неподвижен среди косых струй дождя, набегающих волн и летящих вдалеке птиц… И не по сюжету даже, а по настрою, эпичности эстамп созвучен «Пегому псу…» Чингиза Айтматова (Сергей Ковригин, «В лодке», 1978 г., офорт).

Маленький прямоугольник света под высокими потолками темной мастерской, а в нем – отражение художника, который пристально смотрит на нас, зрителей. Приглушенный свет невидимой лампы выхватывает из космической черноты печатный станок, отбрасывающий длинные тени, портреты в рамах, инструменты (Михаил Шелковенко, «Мастерская», 1981 г., офорт).
Это только две из 55 работ 13 рязанских авторов, представленных сейчас в «Фотодоме». Проект «Эстамп» – этапное культурное событие, первая за несколько десятилетий коллективная выставка печатной графики в Рязани. Инициаторы и кураторы проекта Екатерина Трубникова и Алена Михайлова объединили художников нескольких поколений, работающих в различных техниках. И получилась прекрасная экспозиция – от признанных мастеров-графиков, заслуженного художника России Михаила Шелковенко и Сергея Ковригина, скончавшегося в 2019 году, до листов юных рязанок – студенток московских вузов. Некоторые произведения (в том числе и Сергея Ковригина) выставляются впервые.
Почему стал возможным такой проект? «Вдруг», на пустом месте, ничего не возникает. Свою роль в популяризации не самых простых техник печатной графики сыграла профильная мастерская в детской художественной школе № 1. Раньше там преподавали Маргарита Будылева и Максимильян Пресняков, а сейчас – их ученица Екатерина Трубникова, у которой, в свою очередь, занимались Андрей Потапов, София Игнатова, Дария Кантаржи. Передается интерес и по семейной линии: свои эстампы показывают и мама Андрея Потапова Елена Гонтаренко, и отец Софии Андрей Игнатов…
Так незаметно одиннадцать авторов уже названы, представим еще двух – куратора «Фотодома» Леонида Агальцова и иллюстратора Яну Половинкину. Несмотря на разнообразие творческих подходов, сюжетов, техники, эту экспозицию объединяет умение художников разговаривать на языке графики – с помощью линий, пятна, контраста. А направления – от академического реализма до полной абстракции… Все произведения и даже серии (многие представили серии работ) перечислить невозможно, но и выделить у каждого автора что-то сложно. Попробую набросать штрихами профиль выставки, ориентируясь на техники.
Офорт (вид гравюры на металле) представлен, прежде всего, произведениями Михаила Шелковенко и Сергея Ковригина. Есть работы в этой технике и у Максимильяна Преснякова, и у Дарии Кантаржи. Гравюры на картоне показывают и Максимильян Анатольевич, и Маргарита Будылева. У Маргариты Левкоевны есть также линогравюры – пожалуй, самая популярная техника на этой выставке. Серии линогравюр (они бывают и цветные, и черно-белые) представили Елена Гонтаренко, Андрей и Софья Игнатовы, Андрей Потапов, Екатерина Трубникова. Леонид Агальцов выставил монотипии, Алена Михайлова – диатипии и работы в технике «сухая игла», Яна Половинкина – хромолитографии, а Дария Кантаржи – шелкографию.
Добавлю только один факт: другой оттиск одной из работ выставки, «Скопинская рыба» Алены Михайловой, сейчас экспонируется на главной площадке пятилетия – XIV Всероссийской художественной выставке «Россия» в Москве.
А выставка в «Фотодоме» (0+) на Почтовой будет работать до 16 марта. Вход бесплатный.

Елена Ступина
Фото Елены Ступиной