№2 (6106) от 13 января 2023
До 9 марта в Рязанском художественном музее работает уникальная выставка «Недосказки» (6+)
В феврале авторы встретятся со зрителями. Но мы приглашаем всех рязанцев спешить увидеть «Недосказки» уже сегодня. Почему?
Сами сотрудники музея, которые готовили вместе с авторами выставку к открытию, воспринимают экспозицию как экологическую нишу, в которой можно спрятаться от мерзостей окружающей жизни. Одно это признание известного в Рязани и за ее пределами искусствоведа Галины Тороповой многое объяснит искушенной публике.
А непосвященных будем спрашивать. Вы когда-нибудь видели, как по реке плывет топор? А как дерутся в небесах уже вконец рассорившиеся и уставшие тянуть в разные стороны пресловутый воз крыловские Лебедь, Рак и Щука? Известно ли вам, что сделал с Золотой Рыбкой тот, кто поймал ее сетями после сказочного старика? И что Золотой Петушок на самом-то деле был двуглавый? А герои «Репки» столько сил прикладывали, чтобы вытянуть этот корнеплод, что в воздух поднялись, вцепившись в ботву как в хвост звездной кометы, случайно упавшей в их огород?
На все эти и многие другие вопросы, возникающие в голове зрителя, свои ответы дает скульптор Дмитрий Тугаринов. В тандеме с графиком Валерием Архиповым (оба художника из Москвы) они создали в выставочных залах волшебно-сказочное и одновременно очень реалистичное, а местами даже бытовое пространство. Оно населено персонажами из всем известных сказок, мифов и легенд. Но при всей метафоричности и условности эти герои устного народного творчества актуальны. Смотришь на них и понимаешь: если они и гости, то из очень недалекого прошлого. Это, например, замечаешь, когда рассматриваешь «Жар-птицу», «Соловья-разбойника», «Ночь на Лысой горе», «Стойкого оловянного солдатика» или серию графических сюжетов на вечную женскую тему: «Хочу я быть…» По-моему, Валерий Архипов так нарисовал «Сказку о рыбаке и рыбке», что всем понятно: сказка вовсе не про них, а старуха – практически бессмертный персонаж, нарицательный характер, и главное при этом не только и не столько русский народный…
Кавказская овчарка здесь подобна огромному медведю, а булгаковские персонажи словно перенеслись ненадолго с бала нечистой силы на рязанские просторы… Эскизы памятника одному из самых знаменитых сказочников мира Гансу Христиану Андерсену органично вписаны в фантастическую реальность с плывущим по реке топором, а со стен спокойно смотрят на такое немыслимое соседство многочисленные персонажи из его сказок.
Выставка открылась за несколько дней до нового года, и потому атмосфера чудесного и сказочного ожидания как нельзя более отвечала общему настрою публики. Вместе с тем сказки, пусть и «недо», конечно, ложь. Но намек в них не только на дальнее прошлое, которое то ли было, то ли не было. Они ведут в наше время, причем – самое настоящее.
Видишь «Золотого Осла» и догадываешься: его путь от человека и обратно – не только его. Но по-настоящему захватывает еще одна скульптурная композиция – «Любимая картина голого короля и жулики».
Восхищенно, преклонив благоговейно колени и воздев молитвенно ладони к подбородку, смотрит на полотно голый король. Картина, вызвавшая такую реакцию короля, практически полная копия «Черного квадрата» Малевича. И это очень подозрительно. То ли король глуп, то ли жулики настолько талантливы. Недаром они заговорщицки затаились за королевским троном.
Композиция выстроена так, что если смотришь на короля, то не видишь жуликов. А если на жуликов, то не видно короля. И это тоже неспроста. Обман ведь и в жизни далеко не всегда различим, если смотреть на ситуацию в лоб. И только когда оцениваешь обстановку с нового, часто неожиданного для самого себя ракурса, то видишь истинное положение вещей.
И еще одно, очень личное, быть может, впечатление не дает мне покоя после того, как я рассмотрела именно эту работу. Любимая картина голого короля, да и он сам, напоминают много раз виденный где-то кадр: в почти молитвенной позе замирает некий человек перед погасшим экраном то ли телевизионного, то ли компьютерного монитора. Отчего он так замер? Чего ждет завороженно от цифрового черного квадрата мой современник? А самое главное: не в зеркало ли, пускай и со спецэффектами, заглянула я на выставке, ненадолго задержавшись у этой «недосказки»?
Людмила Трухина
Фото автора