В Рязани реализуется федеральный проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»

В феврале 2018 года по итогам встречи с участниками Всероссийского форума «Наставник» Президент России Владимир Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) реализовать проект профессиональной ориентации учащихся 6–10 классов «Билет в будущее». Оператор проекта – Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Фестиваль профессий «Билет в будущее» уже прошел в Томске, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде и Рязани, где главной площадкой стала Академия единоборств. В числе партнеров школ были университеты, научные коллективы, успешно работающие компании.

Из школьного класса – в рабочий класс

Что касается рязанского региона, то в последние годы и в школах, и на уровне правительства области наблюдается заметное оживление вокруг темы профессиональной ориентации школьников. В советское время у профориентации были свои особенности. Там по другим принципам развивалась экономика, работали предприятия, и система подготовки кадров действовала под девизом «Из школьного класса – в рабочий класс». В 90-е годы этот механизм серьезно пострадал, многие предприятия закрылись, иные перепрофилировались. Экономика стала на рыночные рельсы. Какие-то профессии свое существование прекратили (их заменила автоматика), а иные, коих не было раньше, появились. И надо было готовить кадры для новых и сохранившихся старых предприятий, а каким образом, никто не знал. Школы решили пойти по проторенной дорожке и стали налаживать шефские связи с предприятиями, но не каждый работодатель на это соглашался. А было и наоборот: предприятия открывали на базе школ профильные классы и готовили для себя специалистов.

– Мы всегда участвуем в городских акциях по профориентации, – говорит заместитель директора по воспитательной работе школы №19/25 г. Рязани Ольга Стрельцова. – Предприятия Рязани проводили акцию «Неделя без турникетов», приглашали школьников на экскурсии. У нас традиционно многие годы качественно преподается химия. Раньше уроки вела Юлия Ивановна Беленькая, а сейчас ребят учит ее воспитанница Светлана Алексеевна Чернышова. Наши школьники всегда в числе победителей и призеров городской и областной олимпиад по химии, а еще ребята участвуют в предметной олимпиаде, которую проводит Академия нефти и газа имени Губкина, поступают туда учиться, а после окончания приезжают работать на Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию. Это предприятие сейчас со школой активно взаимодействует.

Почему Президент страны, поручив Правительству РФ реализовать проект «Билет в будущее», обратил внимание именно на раннюю профориентацию, понятно. Начинать ориентировать людей на профессию нужно в школе, а некоторые предлагают даже и в детском саду. Переучивать всегда сложнее. Сейчас большинство выпускников школ выбирает не профессию, а направление подготовки и вуз, но зачастую, получив диплом об окончании университета, молодежь по разным причинам не идет работать по специальности, а ищет что-то другое. Одна из причин: вовремя не узнали, не поняли, не разглядели, чем им предстоит заниматься после окончания вуза, а средства на их подготовку, если речь идет о бюджетных местах, государство затратило. Получается, впустую? Так вот, чтобы избежать подобных осечек при выборе профессии в дальнейшем, и был предложен проект по ранней профориентации школьников.

Огромный спортивный зал рязанской Академии единоборств превратился в «Город профессий». На протяжении трех дней школьники вели беседы с учеными и практиками региона, узнавали о перспективах развития сельского хозяйства, градостроительства, цифровых технологий. На площадке фестиваля для этого представлены отраслевые зоны: информационные технологии; транспорт и логистика; новые материалы; сельское хозяйство; здоровье; энергетика; умный город; космос. Для каждой отраслевой зоны представители организаций, принимающих участие в фестивале, разработали кейс-станции.

– Специальности, по которым мы обучаем, важны для аграрного сектора экономики, для региона и России в целом, – говорит доктор биологических наук, профессор, декан факультета довузовской подготовки Рязанского агротехнологического университета Анна Емельянова. – Это те профессии, которые обеспечивают экономическую безопасность нашей страны: агроном, эколог, почвовед, технолог. В формировании площадки на фестивале профессии «Билет в будущее» участвовали представители образования, производственники и министерство сельского хозяйства и продовольствия. Кейсы для школьников разрабатывались совместно с производственниками, а представляют их в качестве экспертов преподаватели университетов. Именно они знают, как лучше донести идеи производства до молодежи.

Вместе с отраслевыми экспертами – преподавателями университета школьники смогли «потрогать аграрную профессию руками» через выполнение кейсовых заданий по определению пород деревьев, измерению толщины покраски автомобиля, технологии получения меда и определению натуральность меда, диагностике заболеваний и проведению различных ветеринарных манипуляций при лечении животных, оценке экстерьера и конституции сельскохозяйственных животных, определению сортов масличных культур, из которых произведены представленные виды круп и масел. Школьники также познакомились с основами получения и экспертизой качества сельхозпродукции. Уже в первый день работы площадок было понятно, что фестиваль позволяет выстроить платформу для тесного и практического знакомства школьников с востребованными и перспективными профессиями в сельском хозяйстве.

Перспективы вдохновляют

Губернатор области Н. Любимов, заместитель министра просвещения РФ И. Потехина пообщались с модераторами, педагогами, школьниками и убедились в том, что формат проведения фестиваля уникален, поскольку решает сразу несколько задач в профессиональной ориентации школьников.

– Формат, я думаю, очень многообещающий, – делится впечатлениями губернатор Николай Любимов. – Ребята могут сами почувствовать, понять, увидеть то, что им из профессий понравится. Они могут какой-то вывод для себя на будущее сделать – чему учиться в дальнейшем, по какой профессии работать. Кроме того, это начало формирования цифрового портфолио. Это то, что позволит школьникам идти по тому пути, который им интересен.

По традиции фестиваля «Билет в будущее» ребята берут на память футболки того кластера, который им больше понравился. Во всех городах, где фестиваль проводился, выбор был различным. В Рязани детвора отдала предпочтение сельскому хозяйству.

Каждый школьник – участник мероприятия получил паспорт участника – «Билет в будущее», который содержит его уникальный идентификатор-штрих-код. Паспорт позволит начать формировать цифровое портфолио, в котором будут учитываться и результаты современного профориентационного тестирования на базе открытой цифровой платформы, и выстраивать индивидуальную профессиональную траекторию.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Владимир Путин,
Президент Российской Федерации:

– Проект, направленный на профориентацию школьников 6–11 классов, является дополнением масштабной программы, которая затронет выпускников российских школ. Это одна из программ в дополнение к тому, что уже делается в этом направлении. В обязательную школьную программу уже введен отдельный предмет «Технология», который направлен как раз на раннюю профориентацию. Кроме этого, началось восстановление межшкольных объединений, предусматривающих профориентацию. Есть возможность пройти подготовку в колледжах, в которых одновременно дается и среднее образование. То есть набор мер ранней профориентации возрастает.

Николай Любимов,
губернатор Рязанской области:

– Хотелось бы, чтобы фестиваль профессий помог бы и специалистам и, самое главное, детям, которые в перспективе придут в трудовые коллективы. Сегодня перед выпускниками вузов и ссузов существует проблема трудоустройства, они ищут работу с нормальным уровнем оплаты, возможностями карьерного роста, в то время как работодателю нужны люди с опытом. Поэтому молодежи не так просто устроиться на работу. Задача проекта «Билет в будущее» – помочь решить эту проблему.

Ирина Потехина,
заместитель министра просвещения РФ:

– Наша задача – дать ребятам попробовать много профессий сразу. Мы хотим воспитать у ребенка вкус к выбору профессий. Каждому региону нужны свои кадры, поэтому и фестивали во всех семи регионах страны разные, но ребятам, как они сами говорят, здесь нравится все. Мы считаем, что задача фестиваля, проводимого по инициативе Президента РФ Владимира Путина, в таком смысле выполнена.

Александр Королев (фото)
Вячеслав Астафьев (текст)

Самое читаемое