№62 (6266) от 16 августа 2024
Со школьной скамьи нам внушали, что подлинная древность это как максимум – Месопотамия и Египет, а как минимум – Греция и Рим. Средневековая Русь в нашей традиции тоже называлась Древней, но это комплиментарное определение выглядело чем-то естественным. Ведь по умолчанию выходило, что до прихода в наши места славян-вятичей тут не было ничего, кроме первобытной дикости.
Ан-нет! Было! И ещё как было!
Съездите в старый рязанский город Зарайск, благо это недалеко. В их чудесном музее выставлен уникальный экспонат – выдающаяся по своему натурализму статуэтка бизона из бивня мамонта, найденная, по историческим меркам, совсем недавно, в 2001 году. Ей, на минуточку, 22-23 тыс. лет! Это верхний палеолит. Ледниковье. Тогда тут была холодная степь, в которой паслась мегафауна. И жили люди, охотившиеся на эту весьма крупную дичь.
До появления производящего хозяйства – животноводства и земледелия – оставалось около 12 тыс. лет. До интронизации в Египте первого фараона – чуть меньше. И здесь, в продуваемой всеми ветрами прерии, нашелся художник, который смог удивить мастерством далеко не только своих соплеменников.
Можно ли считать его и их нашими предками? Наука пока не дала точного ответа, но мне симпатично мнение известного археолога, историка, философа и популяризатора науки Андрея Буровского. Он считает, что в нас оставили свой след все, кто жил на этой земле, – от палеолитических охотников-собирателей до наших с вами родителей.
А жили тут многие. Устанешь перечислять.
Во времена строительства египетских пирамид откуда-то с Запада в непроходимые леса Окской низменности вторглись люди фатьяновской культуры – крайнего восточного ответвления огромного археологического горизонта шнуровой керамики и боевых топоров, существовавшего между 2800 и 2000 гг. до н.э. Двигались они в наши края со стадами скота и, как полагают некоторые, верхом на быках. Данные генетических исследований позволяют предположить, что именно фатьяновцы приняли основное участие в формировании будущих индоиранцев – ветви наших древних родственников, включавшей легендарных киммерийцев, а также вполне реальных скифов и сарматов.
Навстречу фатьяновцам, с Востока на Запад, шли носители языков Уральской лингвистической семьи, ставшие впоследствии нашими близкими соседями, волжскими финнами – марийцами, мокшанами, эрзянами. Считать их предков примитивными лесными дикарями – системная ошибка. Вспомнить хотя бы сейминско-турбинский транскультурный феномен 2150–1600 годов до н.э., когда пространства Евразии насытились огромным количеством искусно выполненных бронзовых изделий, которые впоследствии исчезли так же быстро, как и появились. Финно-угорская составляющая этого явления как-то не оспаривается.
Ещё ярче сияет на общем фоне культура рязано-окских могильников, известная под аббревиатурой КРОМ. Ее носители во II веке н.э. внезапно, как снег на голову, появились в Среднем Поочье и заняли территорию вдоль русла Оки – от устья реки Москвы до нынешней Елатьмы. Большинство исследователей считают этих пришельцев финнами, претерпевшими заметное балтское влияние. Советский археолог Александр Монгайт называл их непосредственными предками мордвы-эрзи. Культура отличалась крайней милитаризацией. У них воевали не только мужчины, но и женщины. Поезжайте в Шилово. В тамошнем музее вам о КРОМ расскажут больше, чем где-либо ещё.
К чему это я? А к тому, что, имея под ногами такой пласт веков и культур, наверное, не следует придавать слишком уж большое значение, в каком году был заложен тот или иной современный российский город. Тем более дату основания самых старых из них в большинстве случаев невозможно определить исчерпывающе точно. Договорились привязывать её к первому упоминанию в письменном источнике, но даже в этом весьма вольном правиле есть несколько зияющих исключений.
Действительно, так ли это важно, если история освоения нашего края людьми уходит в бездонную глубь тысячелетий?














Купить электронную копию газеты