№50 (6254) от 05 июля 2024
Художники Андрей и Николай Дмитренко привезли свои работы в Рязань из Санкт-Петербурга
В экспозиции, размещенной в Выставочном зале Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина, более 50 разноформатных картин. Братья Дмитренко окончили Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и известны как основоположники «интеллектуального реализма» в живописи. Задача художников – чтобы зритель, увидев картину, задумался, осознал вопрос или проблему, о которой «кричит» произведение. «Мы не заставляем человека действовать, а только мягко подводим его к осознанию необходимости принять такое решение», – отмечает Андрей Дмитренко.
Сюжет одной из картин прост. Две юные девушки, по всей видимости, подружки, идут рядом, им весело. Они общаются не словами и не смотрят в глаза друг другу, а пишут друг другу в телефонах, девушки всецело там. Такова объективная реальность сегодняшнего дня. Подруги проходят мимо гранитной стены. Эта стена переливается всеми оттенками серебра и, по замыслу художников, становится символом «виртуального пространства, в котором находится современный человек».
Мотив одиночества человека в современном обществе, где царят гаджеты и цифровые технологии, – сквозной в экспозиции. Вот оживленная остановка общественного транспорта. И многолюдно на ней. Но каждый – один, сам по себе, потому что «живет» в гаджете, уткнувшись в свой телефон.
Или еще один сюжет. Навстречу друг другу идут молодые люди, возможные туристы, они проходят мимо в шаге друг от друга, не поворачивая головы, растворившись в телефоне, каждый – в своем. Когда смотришь на них, думаешь об одиночестве. Такие же мысли приходят, когда оказываешься у картины «Адам и Ева». Он и Она – актеры. Они рядом, но разделены: глаза у обоих закрыты, с каждым работает визажист.
На картине «Аttention!» («Внимание!») на первый взгляд мало что изображено. Ступеньки в подземный переход. На одной – желтая предупреждающая полоса. За ней – девушка. Она почти спустилась в переход с пакетом модных вещей. Еще один герой пока не переступил через желтую полоску на ступеньке и не спустился вниз. Ярко-желтый на темно-сером воспринимается как цвет-предупреждение, предостережение: а надо ли спускаться? И модный пакет из бутика становится символом потребительского мира…
«Сюжеты мы видим в жизни, и они сами складываются в картины. В них мало нарисовано и много сказано, – говорит Андрей Дмитренко. – Мы хотим через деталь приучить зрителя к размышлениям».
Композиция выставки такова, что в определенный момент невольно оказываешься как бы внутри глобуса. Перед пандемией художники побывали во многих странах Европы, и часть работ выставки отражает впечатления художников от этого путешествия. Многоплановая работа «Разбитый поцелуй» рождает мысли как о протестах молодежи против глобализма, так и о продажности всего – молодости, красоты, любви…
Видишь мир глазами художников: вечный Рим, «Африка», которая стоит перед выбором пути развития, мультикультурный Пекин, США и Россия. Очень личная для художников работа «9 Мая» о многом расскажет внимательному зрителю. По замыслу авторов, путешествие по этому миру приводит посетителя домой. Работа «Родина» – светлая, позитивная. Она вызовет ностальгические воспоминания взрослых о детстве как о самой счастливой поре жизни и, возможно, добрые надежды на будущее. И о том, как важно поддержать молодых людей, их интерес к науке, технике, к развитию. И в такой трактовке – позиция авторов. Искусство не должно вести в тупик, оно должно помогать человеку остаться человечным в нашем мире.
«Мы привезли выставку в Рязань, чтобы поддержать выдвижение ее на статус культурной столицы России в 2026 году, – рассказал Андрей Дмитренко. – Хотим, чтобы к нам пришла молодежь и откликнулась».
Выставка «Интеллектуальный реализм» (6+) работает до 21 июля.
Людмила Трухина
Фото автора