№50 (6354) от 11 июля 2025

Известный скопинский режиссёр – о первых сценических опытах, творческих принципах и правилах жизни

Само название его театра – «Предел» – располагает к словесной эквилибристике. ПРЕДЕЛьная самоотдача, заПРЕДЕЛьное вдохновение… Кончается фантазия – обращаемся к классикам. «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как бесПРЕДЕЛен в своих способностях, обличьях и движениях!» – удивляется Гамлет. В «Буре» любовным восторгом захлёбывается пылкий Фердинанд: «Бескрайне, безгранично, бесПРЕДЕЛьно!»

Все эти определения применимы и к нашему герою – Владимиру Делю. 17 июня режиссёру известного Скопинского молодёжного театра исполнилось 70 лет. О первых сценических опытах, творческих принципах и правилах жизни – в интервью юбиляра «Рязанским ведомостям».

– Владимир, ваша линия жизни началась с небольшого шахтёрского поселка Комсомольский города Скопина. Если обратиться мыслями к истокам, что всплывает в памяти?

В.Д. – Помню своё первое выступление. Было это в 1962 году в первом классе. Спектакль назывался «Лиса и волк». Среди действующих лиц был мужик с санями, у которого лиса съела всю рыбу. Так вот я играл роль лошади. Отец мой был портным, причём очень хорошим. И он сшил для меня из картона и ткани маску лошади. После нашего маленького представления все наперебой обсуждали и восхваляли эту необыкновенную маску! А вот о моей актёрской работе никто и не упомянул…

Родителям нравилось моё участие в самодеятельности, и они всячески мне помогали. Мама, Синотова Мария Григорьевна, всю жизнь работала в колхозе и на шахте (тогда это называлось «чернорабочая»). Родом она была из деревни Кочугурки, ныне исчезнувшей. Первый её муж, Шалашов Алексей, без вести пропал на войне в августе 1941 года, и она осталась вдовой с маленькой дочкой Тамарой на руках. И судьба свела её с немецким трудармейцем Фердинандом Кондратьевичем Делем. После депортации в 1941 году из Республики Немцев Поволжья его семью угнали в Казахстан. Жена Марта в пути умерла. Осталась дочка Эльза, совсем малютка, с которой его разлучили, отправив на работу в Скопинские шахты. Жили они в колонии «Шахта № 46» за колючей проволокой. Деревенские женщины жалели их, передавали молоко, хлеб, яйца. Так и познакомились мои родители. В 1949 году зарегистрировали брак и жили в землянке, где родились Виктор и Эльвира, мои брат и сестра. Я появился на свет в 1955 году. Прямо на лугу, среди цветов и под пение птиц: отец вез маму на подводе в больницу, но не доехали. Деревенская бабка из села Пупки завязала мне пуповину, и они отправились назад домой. Это благословенное место матушка мне потом с радостью показывала.

Жизнь (а точнее выживание!) в шахтёрском поселке была трудной и суровой. Однако при всех невыносимых условиях были и спектакли, и концерты в поселковом клубе. И, конечно, книги, которые открывали новый, непознанный мир.

– Если сейчас проанализировать причины и следствия, можно ли выделить, какие обстоятельства привели в театральную профессию?

В.Д. – Первое знакомство с настоящим народным театром произошло в селе Секирино, куда подростками мы бегали смотреть свадьбы. Наряды, частушки, песни, шутовство и вместе с тем строгость церковного ритуала – всё это производило огромное впечатление. Сейчас в нашем репертуаре есть спектакль «Красный угол», который мы создали вместе с моей женой, художественным руководителем театра «Предел» Ириной Дель. Постановка основана на нашей коллекции подлинных нарядов сёл и деревень скопинского края. Работа имеет богатую фестивальную историю, в том числе была представлена в программе «Маска плюс» Национального фестиваля «Золотая маска» в 2015 году. И везде получает необычайно теплый приём! В этом спектакле живет бесконечная любовь к русскому народу и серьёзное беспокойство за его будущее.

Попробовать свои силы в качестве режиссёра довелось еще школьником – в пионерском лагере «Орлёнок». Я сочинил сказку про Чёрное море: о том, как убили колдуна и его черная кровь стекла на дно моря. Эту фантастическую историю мне доверили воплотить в жизнь, и сам процесс – создание новой реальности на сцене – необычайно меня увлёк. Вскоре после этого состоялся ещё один знаковый эпизод. В наш поселковый клуб на концерт приехала комиссия из Скопина во главе с Любовью Максимовной Бахаевой, заведующей отделом культуры. Я читал стихотворение и, наверное, хорошо, поскольку мне посоветовали выбрать театральную стезю. И после окончания школы со стопкой книг и белой рубашкой в чемоданчике я отправился в Тамбов поступать на режиссёрский факультет филиала Московского института культуры.

Учился легко. Повезло с педагогом курса, которого считаю своим главным учителем в профессии. Волевой, сильный, бывший суворовец Виталий Петрович Трескин неизменно повторял, что русский театр – это всегда театр активной гражданской позиции и глубокого чувственного содержания. Позже, в 1979 году, Виталий Петрович пригласил меня в Липецк, где он создал знаменитый в то время Новолипецкий молодёжный театр. Спустя десятилетия, в 2002 году, судьба свела меня с режиссёром мирового уровня Анатолием Александровичем Васильевым, создателем театра «Школа драматического искусства» в Москве, который доверил участвовать в его лаборатории. Наблюдать эксперименты великого мастера, постигать самый нерв творчества – было огромным счастьем!

– Театр «Предел» является самобытным, авторским. Как можно сформулировать основные принципы, на которых строится ваша работа?

В.Д. – Правило первое: легко ничего не бывает. Крайнее напряжение сил, искренность, предельная самоотдача, душевная мука – вот основа настоящего спектакля. Парадокс в том, что это не отменяет некоторого легкомыслия и душевную радость. Театр – дело весёлое! Унылые репетиции не дадут хорошего результата. Правило второе: искать подлинный талант. В любительском коллективе всегда возможен уникальный случай – появление участника с «искрой Божией», одаренностью, перед которой немеют в восторге все системы театральной школы. Правило третье: в искусстве не иметь авторитетов. Ты – одинок. Не идти в толпе, не слушать чужих советов, не стараться нравиться. Главное, чтобы всё было по-честному. Правило четвертое: не приходить к исполнителям с заранее сочинённым спектаклем, а отталкиваться от их индивидуальности. Репетировать, переделывать, находить новые ходы. Режиссер должен понимать жизненную ситуацию своего артиста и делать постановку про тех людей, которые выходят на площадку. Правило пятое: главная тема искусства – свобода творчества. Русская пословица говорит: «Не трудна была работа, угодить больно охота». Превращаться в крепостной, зависимый театр недопустимо.

– Каждое поколение артистов – это новое дыхание. Чем живёт сегодняшний «Предел»?

В.Д. – Основной проблемой театра я всегда считал исход юных, но уже обученных актёров, которые после школы покидали Скопин, уезжая в большие города. В этом году «вылетают из гнезда» замечательные Полина Тузова и Матвей Пузаткин. Но, как показывает опыт, творческая искра остаётся на всю жизнь! Реально новое дыхание «Предела», как чудо, открылось в 2021 году. В коллектив стали возвращаться актёры, игравшие в 90-х годах. Тяга к искусству оказалась настолько сильной, что мы вновь собрались вместе. Это Роман Цымаховский, Светлана Молодцова, Елена Талалаева, Алексей и Наталья Егоровы, Михаил Сивцов, Кристина Кукина, Сергей и Иван Федоровы, Мария Сашникова, Наталья Богатырь. Этих артистов отличают поразительная виртуозность актёрского мастерства, юмор, темперамент, чувство современности. Выпущенные с ними премьеры превратились в серьёзные творческие события.

– В одном из наших предыдущих интервью вы признались, что интереснейшим периодом для вас было время Ильи, когда ставили спектакли вместе с сыном. Сегодня Илья Дель – известный актёр театра и кино. Какие его работы особенно вас трогают?

В.Д. – В своём творчестве Илья воплотил мои самые дерзкие мечты о театре. В основе стиля его актёрской игры – главные принципы театральной школы «Предела». Эксцентрика в сочетании с подлинностью глубокого переживания! В самых известных его ролях: князь Мышкин, Лёнька Пантелеев, Нехлюдов, Ромео – я вижу «отголоски» Моцарта и Раскольникова, сыгранных в нашем театре. Илья прошёл серьёзную профессиональную школу: получил блестящее образование в ГИТИСе, в Петербургской театральной академии. Сегодня он является одним из самых известных актёров Санкт-Петербурга, лауреатом премии «Топ 50» самых знаменитых людей Санкт-Петербурга в номинации «Театр», его работы неоднократно номинировались на «Золотую маску». Награды и достижения можно перечислять долго, и нас с Ириной это, безусловно, радует. Из богатого списка его актёрских работ я бы особенно выделил роль Лёньки Пантелеева в спектакле Максима Диденко «Лёнька Пантелеев. Мюзикл». Виртуозное исполнение! Пластика, танец, вокал, тончайшая актёрская игра в самых разных жанрах – от клоунады до трагедии! И самое главное – понимание сверхзадачи и посыл в зрительный зал острой актуальной мысли. Это и есть то, ради чего существует театр.

– Режиссер – профессия, которая требует огромных душевных трат и энергии. Чем заряжается «мотор» Владимира Деля?

В.Д. – В любой ситуации напеваю песенку «Я люблю тебя, жизнь» и верю в то, что всё только начинается.

Беседовала Вера Павлушина
Фото Андрея Павлушина

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое