№17 (6321) от 07 марта 2025

В отделе реставрации РИАМЗ идет кропотливая работа. В этой лаборатории возвращаются к жизни уникальные экспонаты, чтобы предстать потом в залах музея почти в первозданном виде.

Реставратор Ирина Риффель воссоздает утраченные части плахты. Такие понёвы носили украинские крестьянки. Фрагменту старинного костюма уже больше ста лет, шерстяные нити местами осыпались. Но благодаря умению мастерицы, выпускницы Высшей школы народных искусств, и специальному реставрационному материалу повреждения скоро будут совсем незаметны. Работа над понёвой длится третий месяц. Как только она будет закончена, Ирина Геннадьевна примется за сороку – головной убор рязанской крестьянки. Это изделие постарше – конца XIX века.

За соседним столом склонилась над старинной литографией «Известие в Константинополь о взятии Плевны» художник-реставратор по графике Евгения Детюк. Она ученица Риффель и тоже приобретала знания и навыки в Высшей школе народных искусств. Очень ответственная у нее задача, в работе приходится использовать токсичные материалы, поэтому Евгения надела маску-респиратор, предохраняющую дыхательные пути и глаза. Нелегко проводить часы напролет в защитном облачении, но какие только неудобства не вытерпишь ради искусства! Вид у молодой девушки – как у космонавта.

Кстати, космос тоже на повестке дня у реставрационного отдела музея. Ирине Риффель предстоит работа с особо ценным экспонатом – костюмом Владимира Аксёнова, в котором космонавт находился на орбите. Такая задача перед реставраторами РИАМЗ ставится впервые. Сначала нужно определить сложный состав тканей экипировки. Ирина Геннадьевна консультируется со специалистами Роскосмоса.

Кажется, что время в уютной лаборатории движется медленно или вовсе застыло – так увлечены своим делом мастерицы. Но это лишь на первый взгляд. Реставрационный план настолько плотный, что нужно постоянно сверять часы. В наступившем году почти сотне предметов из фондов РИАМЗ нужно дать вторую жизнь.

Димитрий Соколов
Фото автора


Самое читаемое