№53 (6257) от 17 июля 2024

История техники насчитывает около четырёх миллионов лет, как показывает ряд новых раскопок в Африке.

Всё началось с простой речной гальки, которую раскалывали пополам и некоторое время пользовались слегка заострённой кромкой откола. Такие изделия принято назвать артефактами нижнего палеолита. Со временем технологии прогрессировали, и еще через два миллиона лет уже начали появляться полностью обработанные со всех сторон изделия. Еще через один миллион лет был освоен огонь, без которого, как это ни странно, практически невозможно обрабатывать дерево. Ветки необходимо нагревать и тем самым выправлять, а особенно важно обжигать острие примитивного копья. Таким образом, копья, судя по всему, появляются несколько позднее. Всемирно известны Шёнингенские копья, обнаруженные в окаменевших слоях болота в Германии. Им около 700 тысяч лет. Но вот колесо, насаженное на палку под названием ось, появляется даже не с началом неолита, около 10 тысяч лет назад, а несколько позже. Тогда же появляется первая керамика. Тоже не сразу. Отсюда понятие «докерамический неолит», когда люди уже умели жить оседло, но еще недалеко ушли от технологий охотников-собирателей, и не могли позволить себе даже слепить горшок. Уже в историческое время осваивались металлы. Железо, которое сейчас используется повсеместно, появилось в работе только три тысячи лет назад и не от хорошей жизни, а в связи с кризисом позднего бронзового века, когда резко истощились оловянные рудники, и цены на бронзу, для выплавки которой олово и требуется, резко пошли вверх.

Всё это предисловие не просто так, оно иллюстрирует две тенденции. Первая бросается в глаза – это медленное развитие скорости прогресса, по нарастающей, но начальные скорости были крайне низкими. Второй момент связан с чистой гетерогенностью прогресса. Давно замечено не только на уровне материальной экспертизы, но и на уровне философского обобщения, что вся человеческая цивилизация проистекает от базовых физических технологий. Иными словами, любое изменение жизни людей связано в конечном счете не с гуманитарными процессами, а с влиянием технических возможностей. Так техника меняет человека.

И если раньше эти изменения были малозаметными, то сейчас скорость как появления новых технологий, так и изменения ими людей выходят на «сверхзвуковой» уровень. Приблизительно до середины XX века, по мнению большинства исследователей, техногенный прогресс приносил только пользу. К примеру, улучшение условий жизни вело к повышению возможностей человека как в плане общего развития, так и биологических возможностей, главной из которых является продолжительность жизни. Но затем наступила эпоха виртуализации. Началось всё с телевидения, которое, в отличие от книгопечатания, несло в себе неоднозначное, не всегда полезное содержание.

Потом пришла эпоха интернета. За ней подтянулись технологии «гаджетов», которые позволяют «носить» с собой цифровой мир буквально в кармане. И здесь таятся не только возможности, но и опасности. Новые возможности при работе с виртуальной реальностью, доступной в наше время каждому, могут быть только у тех, кто имеет опыт жизни в доцифровую эпоху, когда у людей естественным образом вырабатывалась дисциплина работы с информационным пространством и умение концентрироваться, создавать свою виртуальную реальность при чтении, например, книги. Если человек получает современные технологии в готовом виде, то это расхолаживает, а главное, лишает мозг возможности потренироваться, предоставляя информацию по запросу через поисковик всегда в готовом виде. Именно здесь и кроется необходимость осторожно входить в новый виток прогресса, который, впервые в истории, может не помочь, а навредить человечеству, снизив в конечном счете его возможности. Ярким примером являются исследования влияния цифровых гаджетов на детей, которые прямо указывают их однозначный вред для развития, в отличие от источников информации прежнего технологического поколения, то есть печатных текстов.

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое