№82 (6286) от 25 октября 2024
Выставка «Пикториальная Рязань» (18+) объединила работы девяти авторов – Виктора Агеева, Алексея Бусарова, Владимира Иванова, Андрея Карева, Сергея Ларина, Сергея Романова, Ирины Сергеевой, Екатерины Серовской и Геннадия Шлоева.
Фотодом не первый раз обращается к этому направлению фотоискусства, которое когда-то считалось мейнстримом и задавало тон на мировых выставочных площадках. Рязанцы уже имели возможность познакомиться с творчеством Николая Андреева, стоявшего у истоков этого жанра в России, и представителей современных школ «фотоживописи» Людмилы Таболиной и Георгия Колосова.
– Первыми фотографами были, как правило, профессиональные художники. Получив в руки фотокамеру, они зачастую восприняли её как ещё один инструмент субъективного выражения своих замыслов и старались стереть грань между графикой, живописью и фотографией, чтобы снимки были похожи на живописные полотна, – говорит куратор выставки Андрей Карев. – Достигалось это различными техниками во время съёмки и обработки изображений, но основным приспособлением был монокль – линза, дававшая значительные хроматические аберрации. То, чего пытались избежать конструкторы сложных объективов, здесь наоборот приветствовалось. Пройдя разные стадии споров между документалистами и художниками, пикториализм прочно закрепился в искусстве фотографии как самостоятельное стилевое течение и теперь имеет огромное количество приверженцев и поклонников по всему миру.
Действительно, нынче споры поутихли, и никто уже не ругает художников-пикториалистов за «неумение» наводить на резкость. Расплывчатость, неясность очертаний, мягкость всего изображения и особая световая тональность оказались прекрасными изобразительными средствами для романтически настроенных авторов, стремящихся выразить свои субъективные переживания. Пионером этого стиля в Рязани в 60-х-80-х годах прошлого века был Виктор Агеев.
– Виктор Иванович вдохновлялся работами латвийского фотографа Яниса Глейздса, который снимал на монокль. Помню, когда Агеев привёз выставку Глейздса в Рязань, у дверей Дома художника выстроилась длинная очередь, – вспоминает Андрей Карев.
Эту мягкую светопись Виктор Иванович применил при съёмке женской обнажённой натуры. А потом и его любимая модель Ирина Сергеева, известная рязанская фотохудожница, начала активно использовать монокль, создав изумительную серию фотографий «Зеркала», которая тоже представлена на выставке.
Хочется отметить, что в двух залах собраны снимки, сделанные на плёнку, а в третьем – творчество авторов, использующих цифровую печать. Объединяет их одно – чёрно-белая гамма изображения, и только два снимка Сергея Ларина, относящихся к авангардному пикториализму, создают своеобразный контрапункт.
– Среди членов рязанского фотоклуба «Мещёра» практически не было авторов, которые не увлеклись бы съемкой моноклем и не добились бы хороших результатов. Это была не просто мода. Каждый из фотографов нашел свою тему, которую удалось раскрыть именно с помощью пикториализма, – продолжает Андрей Карев. – Так, Владимир Иванов создал серию иллюстраций к есенинской поэзии, использовав мягкорисующую оптику.
Андрей Карев снял пикториальный репортаж «Глина», как бы примирив художников и документалистов, показав, что можно снимать репортаж в стилистике живописных полотен. Его героем стал скопинский гончар Александр Воеводкин.
У современных авторов в распоряжении гораздо больше возможностей для пикториализма – встроенные фильтры в камерах и компьютерных программах, наборы объективов и мягкорисующих насадок.
– Монокль меня зацепил, от съёмки и её результатов я получаю огромное удовольствие, – сказала молодая участница выставки и продолжатель традиции живописной фотографии Екатерина Серовская.
Коллективная экспозиция фотохудожников-пикториалистов разных эпох в залах Фотодома даёт ощущение единого потока, в который каждый автор добавляет свою неповторимую интонацию.
Димитрий Соколов