«Я люблю родину. Я очень люблю родину!»


173

№94 (5898) от 4 декабря 2020

Заслуженный работник культуры России, один из хранителей есенинского наследия
Константин Петрович Воронцов отмечает 75-летие

«Дорогой Константин Петрович! Как же повезло родному селу Сергея Есенина, что полвека своей жизни Вы посвятили его обустройству, превращению «красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают», – в любимое место паломников, едущих отовсюду и находящих его ухоженным и возделанным Вашей любовью и преданностью.
Дорожу личным знакомством с Вами и сердечно желаю
здоровья и светлого духа во все предстоящие Вам дни и годы.

Ваша Наталия Солженицына».

Эти строки из поздравительного письма супруги известного писателя Константин Петрович Воронцов перечитывает с особым трепетом и вспоминает приезд Наталии Дмитриевны в Солотчу, где в 2015 году в художественной галерее при гостиничном комплексе «Боровница» открылась постоянная экспозиция о пребывании Александра Исаевича Солженицына в Мещерском крае. Инициатором создания выставки стал меценат Владимир Александрович Мазаев.
«Над оформлением зала мы работали несколько месяцев вместе с супругой, заслуженным художником России Раисой Алексеевной Лысениной и с огромным волнением ожидали приезда Наталии Дмитриевны. Для нас было очень важно услышать ее мнение, – рассказывает Константин Петрович. – Когда я проводил для супруги писателя экскурсию, она с восторгом рассматривала уникальные документы, артефакты, личные вещи Солженицына, а после оставила в книге отзывов трогательную запись, написав, что «эта выставка – как удар в сердце…». Увидев в экспозиции уголок, посвященный приезду Александра Исаевича в село Константиново, Наталия Дмитриевна рассказала мне, что у нее сохранился блокнот, в который писатель выписал более шестидесяти своих любимых стихотворений Сергея Есенина. Впоследствии Наталия Дмитриевна приглашала нас в Москву на различные мероприятия, семинары по творчеству Солженицына. И мне посчастливилось подержать в руках блокнот Александра Исаевича со стихами рязанского лирика».
Село Константиново стало для К.П. Воронцова родным домом. В его трудовой книжке всего одна запись, сделанная 11 августа 1971 года. Именно тогда он был принят на работу в музей и с тех пор отсюда не уходил. Всю жизнь Константин Петрович занимается делом, которое ему близко и любимо. Долгие годы он был заместителем директора по научной работе и сегодня, несмотря на почетный возраст, по-прежнему активно участвует в жизни Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в должности ведущего научного сотрудника.
«Я учился на литфаке в Орехово-Зуевском пединституте и впервые приехал на родину Сергея Есенина в январе 1970 года писать дипломную работу по истории создания поэмы «Анна Снегина». Материалов о жизни и творчестве поэта было крайне мало, поэтому информация об открытии в Константинове литературного музея меня заинтересовала. В то время зима была невероятно снежной, сугробы стояли по пояс. Добирался я на родину Сергея Есенина на санях, да и ни на чем другом доехать было просто невозможно», – вспоминает Константин Петрович.
Молодой человек сразу приглянулся работникам музея своим искренним интересом к творчеству лирика и летом его пригласили поработать экскурсоводом. К тому времени он познакомился с сестрами Есенина, Александрой и Екатериной, которые обратились в обком партии и добились того, чтобы Константина после окончания института официально направили на работу в музей.
«Сегодня в музее на родине поэта трудятся более 150 человек, а в первые годы нас было всего 11 сотрудников. Поток туристов постоянно увеличивался, тысячи людей приезжали в Константиново с такой жаждой узнать о Есенине, что практически все экскурсии заканчивались аплодисментами, – вспоминает К.П. Воронцов. – Главная ценность любого музея – экспонаты, поэтому много приходилось работать над пополнением коллекций. Есениноведы, родственники и друзья поэта передавали в дар мемориальные предметы. Много личных вещей лирика подарили сестры Есенина, а также его племянница Светлана Петровна. Поначалу в музее было около 500 единиц основного хранения, а сегодня в фондах более 30 тысяч экспонатов».
Благодаря трудам Константина Петровича в музее-заповеднике начал издаваться ежегодный журнал «Есенинский вестник». Его авторами стали ученые и литературоведы, писатели и поэты, и, конечно, научные сотрудники с родины великого лирика.
«Долгое время меня не покидала мысль о музейном издании, которое бы рассказывало о нашей исследовательской, архивной, экспозиционной работе. И вот однажды, после очередного юбилея Сергея Есенина в 1990 году, состоялась дружеская встреча в областном издательстве «Пресса» с его тогдашним директором Оксаной Гоенко и художественным редактором, поэтом Нурисланом Ибрагимовым. Мое предложение об издании музейного журнала вызвало живой интерес и получило поддержку. С первых шагов «Есенинский вестник» нашел свою нишу в современном литературоведении», – рассказывает К.П. Воронцов.
Большой заслугой Константина Петровича стало появление на родине поэта песенно-инструментального ансамбля «Радуница» под руководством заслуженного деятеля искусств России Александра Ермакова. Долгие годы коллектив бережно хранит есенинское музыкальное наследие.
«В юности я закончил музыкальную школу по классу баяна и даже два года учился в Московском заочном музучилище. Все это помогло мне тоньше чувствовать окружающий мир и видеть неразрывную связь поэзии Есенина с русской народной песней. Различные частушки, наигрыши поэт слышал в родном селе с детства. Они стали одним из источников его творчества. Множество произведений лирика положено на музыку. Работая на родине Сергея Есенина, я был убежден, что музею обязательно нужен свой музыкальный коллектив, – делится воспоминаниями Константин Петрович Воронцов. – В 1985 году в областной библиотеке имени Горького действовал клуб «Олимп». Его руководителем была Тамара Николаевна Цуканова. 2 декабря, в день моего сорокалетия, она пригласила меня на творческий вечер, во время которого выступал недавно организованный из числа студентов музучилища ансамбль «Радуница». Ребята только что вернулись из Краснодара, где получили звание лауреата всероссийского конкурса. «Изюминкой» коллектива было исполнение песен на стихи Сергея Есенина. Я до глубины души был тронут выступлением молодых артистов, познакомился с руководителем ансамбля Александром Ермаковым и предложил сотрудничать с музеем. Эта встреча стала для меня самым дорогим подарком на мой день рождения. С течением времени состав ансамбля неоднократно менялся. Сегодня в музее-заповеднике ни один праздник не обходится без музыкальных номеров «Радуницы».
Константин Петрович внес огромный вклад не только в сохранение есенинского наследия. Под руководством Воронцова создана экспозиция Дома-музея писателя Алексея Силыча Новикова-Прибоя в селе Матвеевском Сасовского района, где особый интерес представляют уникальные предметы из семейного архива автора легендарной «Цусимы».
Те, кто лично знаком с Константином Петровичем, подтвердят, что он не только превосходно читает стихи «певца страны березового ситца», но и обладает удивительным даром рассказчика, его можно часами слушать, затаив дыхание. В своих беседах о творчестве Сергея Есенина он по-своему раскрывает поэзию лирика, помогает глубже понять суть есенинского слова, его образность и неповторимость.
У К.П. Воронцова есть еще один талант – вкусно готовить. В детстве у него был знакомый шеф-повар, который работал коком на морском судне и поделился с мальчиком кулинарными секретами. Уже в 12 лет он мог приготовить чудесный обед для всей семьи. Со временем Константин Петрович начал изобретать собственные рецепты блюд.
«Когда в Константиново приезжали близкие друзья, мне всегда хотелось их чем-то удивить и порадовать. Я придумал рецепт ухи по-воронцовски. Она состоит из трех видов рыбы и варится на курином бульоне. Особый аромат блюду придает одно растение. А какое, это мой кулинарный секрет, – улыбается Константин Петрович. – Сытный обед я готовил около трех часов в котелке на берегу Оки и во время трапезы обязательно читал друзьям стихи Сергея Есенина:

Спит ковыль.
Равнина дорогая,
И свинцовой свежести
полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне
в грудь мою теплынь».