№6 (5911) от 29 января 2021
2 января 1963 года в Рязани началось движение трамваев
Трамвая в Рязани нет уже более десяти лет, а память о нем живет. Появлению трамвая на улицах город обязан нефтезаводу. Вместе с этим предприятием в городе появился Южный промузел, где привольно расположились НПЗ, комбинат «Химволокно», завод Центролит, Ново-Рязанская ТЭЦ. Тысячи рабочих нужно было доставлять из города на работу. Действующие автобусный и троллейбусный парки с этой задачей не справлялись. И тогда вернулись к идее рязанского трамвая.
Почему вернулись? Потому что идею эту обсуждали в Рязани с 1913 года. Тогда линию электрического трамвая предложили построить представители одной из немецких фирм. Но городская власть не решилась на столь серьезные траты и немцам отказала. В 1918 году уже советская власть разработала проект строительства в городе четырех (!?) трамвайных линий, но этому проекту не суждено было осуществиться.
В начале 1960-х к строительству трамвайной ветки был привлечен Рязанский нефтезавод, ведь именно этому предприятию остро необходимо было организовать доставку рабочих к проходной. Завод с задачей довольно быстро и успешно справился. Проложили рельсы, закупили вагоны, которые могли передвигаться в сцепке по два. Организовали обучение водителей, большинство из них были женщины. Интересно, что трамвайный парк довольно долго существовал в качестве одного из цехов завода. Зарплата водителей была ниже, чем у нефтепереработчиков, потому и взялись за дело женщины.
На протяжении многих лет рязанский трамвай со своей задачей справлялся. Его единственная ветка связывала один из городских микрорайонов с целым рядом предприятий. Проезд на трамвае почему-то был дешевле, чем на автобусе и троллейбусе, – всего 3 копейки. Но дело было доходным, пока предприятия работали в полную силу и не сокращали численность занятых на производствах рабочих. Проблемы начались вместе с экономическими реформами 90-х, когда закрылся комбинат химического волокна, начало лихорадить другие предприятия Южного промузла. И если в начале 90-х удалось было даже обновить трамвайный парк в Рязани, то к концу десятилетия власти заговорили о необходимости закрытия трамвайного движения в городе – за нерентабельностью. О том, что это один из самых экологичных видов транспорта, никто тогда и не думал. Не до того было.
Рязанцы болезненно пережили закрытие трамвая – к нему привыкли, ездить на нем было удобно, пусть и не за 3 копейки, а за 9 рублей. Но трамвайные пути мешали автомобилям, город застрял в пробках. Хотя в начале нового века в кругах городской и областной власти всерьез обсуждался проект организации скоростного трамвая в Рязани. Правда, обсуждения эти ни к чему не привели, но бродила ведь в чьих-то умных головах мысль о том, что общественный транспорт в городе нужно не сокращать, а развивать. Однако куда-то эта мысль безвозвратно убрела. А мы, похоже, скоро и троллейбуса лишимся. Зачем он, когда у нас столько автомобилей…
Ирина Сизова кандидат исторических наук