Взглянуть на акварели Иры Григорьевой – значит погрузиться в омуты летней прохлады, романтики и грез
«Они смотрят непристально, они ни во что не вглядываются, словно все вещи цветущего окрест мира не имеют для них большого значения. Мир цветет и колышется, течет и искрится, переменчивый и зыбкий, как морская вода. Вода же пляшет и бежит во все стороны, оставаясь на том же месте, ее не поймаешь взглядом; а если будешь долго смотреть – и сама станешь водою: светлой поверху, темной в глубинах».
Так Татьяна Толстая описывает в своем рассказе «Лилит» благородных дам начала XX века – «сырых и пышных», нежных, мечтательных, ищущих красоту и гармонию в каждом явлении. Но уже к середине прошлого столетия такой типаж женщины практически исчез. За прошедший век прекрасной половине пришлось многое вынести, стать сильнее и свободнее, воспитать новые поколения, сделать большие и малые открытия… Где уж там созерцать погоды! И все-таки воздушная, пленительная, загадочная дама прошлого сохранила себя. Ее можно встретить на современном балу, в разгаре вечера поэзии, за учительским столом в классе… А самой полной жизнью она живет в произведениях искусства. Член Союза художников России Ира Григорьева виртуозно владеет акварелью, и в ее полупрозрачных мирах охотно селятся удивительные героини.
Ирина Васильевна Григорьева – сибирячка. Родившись в Омске, она окончила Оренбургское художественное училище и факультет художественной графики Магнитогорского государственного университета. Уже четверть века Ира Григорьева живет и работает в Москве. В творчестве художницы был и период масляной живописи, но этот густой и яркий материал делает полотна более натуралистичными и весомыми. А хотелось игры, загадки, ощущения нереальности мира. Все это позволяет передать акварель, капризная в работе, но одаривающая тонкими переливами и многослойностью.
Выставка в областном художественном музее называется очень просто – «Альбом акварелей», зато каждый сюжет сложен и вызывает самые разные переживания. Мы видим тенистые сады и залитые солнцем поляны, затемненные театральные ложи и ярко освещенные сцены, уютные комнаты. Но существуют ли эти места на самом деле? А правят здесь, конечно, женщины. Они читают книги и беседуют за чаем, гуляют в ночи и при свете дня, танцуют на радость себе и другим, влюбляются, грустят, секретничают… Это их мир, заглядывать в который нужно осторожно – ведь прелестная картина может в любой момент превратиться в разноцветное марево. Ира Григорьева внимательна к малейшим колебаниям настроения персонажей. Как творческий человек, она знает: чем бы ты ни занимался, если ты живешь своим делом, это достойно уважения. Поэтому ее героини не выглядят легкомысленными чеховскими «душечками» – их жизнь наполнена особым смыслом. Более того, каждая картина имеет ретро-флер, но не вызывает ощущения путешествия в прошлое. Любая современная женщина может найти в себе даму с картины Григорьевой, романтичную и влюбленную в жизнь.
А еще это по-настоящему летняя выставка, согретая солнцем. На открытии экспозиции Ира Григорьева провела для гостей экскурсию и рассказала, что создала серию «Садовницы» после дачного отдыха у приятельниц. Сходства с реальными людьми и местами на картинах нет, но оно художнице и не нужно – впечатление от роскоши природы и общения намного дороже. Вот и получается, что даже самые темные ночные зарисовки кажутся теплыми и близкими…
Организовать выставку в Рязани Ире Григорьевой посоветовал Валерий Силаев – давний друг Рязанского областного художественного музея, ведущий эксперт Государственной Третьяковской галереи. Поблагодарим же его и автора «Альбома акварелей» за такой летний подарок. И если вам вдруг покажется, что природа вокруг недостаточно щедра на хорошую погоду и интересные знакомства, приходите в выставочный зал. Увидеть «Альбом акварелей» можно будет до начала сентября.
Татьяна Клемешева
Фото автора



















Купить электронную копию газеты