№75 (6179) от 04 октября 2023
В Рязани прошёл III региональный форум «Гражданское общество – детям»
К разговору о воспитании подрастающего поколения, защите детства правительство и Общественная палата области пригласили руководителей региональных министерств, общественных объединений, прокуратуры, Уполномоченного по защите прав ребенка, представителей Рязанской епархии. Пленарное заседание форума, посвященного Году педагога и наставника, открыли первый заместитель председателя правительства области Анна Рослякова, глава муниципального образования Рязани Татьяна Панфилова, председатель ОП РО Наталья Гришина. Приветствие участникам прислал председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
«Книжки добрые любить и воспитанными быть…» В нестареющей школьной песенке советских времен – вся суть педагогики. Не случайно она звучала фоном перед пленарным заседанием Третьего регионального форума «Гражданское общество – детям», который проводился на площадке библиотеки имени Горького. Актуальности разговору добавляли традиционные сентябрьские заботы. Учебный год начался! Учителя готовы делиться знаниями, дети – зарабатывать пятерки. А что может дать ребенку гражданское общество? Чувство защищенности и безопасности. Творческую обстановку. Уверенность в завтрашнем дне. Верные нравственные установки, с которыми можно смело шагать по жизни, не пасуя перед трудностями и не впадая в депрессию. Надежную перспективу трудоустройства и реализации собственных возможностей. А ещё – чувство полёта, радость плодотворного труда, ощущение востребованности, незаменимости… Желать всего этого полезно и для хорошего самочувствия, тем более в Международный день мечты, когда проводился форум. «Взрослые потакают капризам своих чад, но не дают главного – цельного, зрелого мировоззрения, предлагая им самим выбирать те ценности и тот образ жизни, которые им больше подходят. Мы живем на автомате и не замечаем этих противоречий. Проблемы современных детей – это в первую очередь проблемы их родителей», – сказал митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Вот эти слова мне и хотелось услышать больше всего, за ними шёл я на форум, и они, к счастью, прозвучали. А дополнило их смысл высказывание первого заместителя председателя правительства области Анны Росляковой: от взрослых зависит, какие приоритеты расставят на своей шкале ценностей наши дети.
«Из чего же, из чего же, из чего же…» сделаны наши дети? Это уже другой известный мотив школьной песенной классики. Из чего и – главное – с кого делать жизнь? Тему наставничества форум выдвинул на первый план. Воспитать, вернее, подготовить учителя не менее важно, чем создать цельную систему воспитания в школах.
Не всегда наши ожидания оправдываются. Спросим себя и постараемся ответить честно: у нас талантливые личности, с блестящей профессиональной подготовкой, со своим мнением, яркой харизмой – частое явление в школах? Вернее, даже не так – долго они в школьных стенах задерживаются? Или ищут лучшей доли, более высокого социального статуса, а бал правят середнячки, не терпящие рядом с собой ничего выдающегося? Как на это реагируют наши дети? Или они не чувствуют этих нестыковок, двойных стандартов? Вот они-то как раз чувствуют, причем лучше взрослых. А потом выходят в жизнь «подготовленными». Знают, какую «пластинку» и в какой момент включать.
Но потом выясняется, что усвоенные ценности – не мелочь, не ерунда какая-то в тумане житейских морей. Они заражают все общество болезнью. От этих странных ценностей люди начинают мыслить неадекватно. Поэтому государственная политика в области образования – вещь исключительно важная, резюмировала председатель Общественной палаты области Наталья Гришина. Не может быть школа вне политики, если под ней понимать защиту традиционных нравственных ценностей.
Весь вопрос, как эти ценности преподносить, насколько искусны в этом деле педагоги. Думаю, что на форуме перед глазами гостей были хорошие примеры. На одну из секций пригласили замечательного режиссера, художественного руководителя прославленного Скопинского тетра «Предел» Владимира Деля. Творческое поле, которое он создает в театре, тот драматургический материал, который выбирает для постановок, – это и есть воспитание высоконравственной личности и патриотизма.
Со словом «воспитание» не сочетается слово «добро». Воспитать добро нельзя. Его можно взращивать ежедневными усилиями. Какие условия для этого нужно создавать? На форуме прозвучало немало сообщений и докладов на эту тему. Уполномоченный по правам ребёнка в Рязанской области Анжелика Евдокимова рассказывала о реализации в регионе важных социальных проектов. Это и вовлечение подростков в общественную деятельность – важную, необходимую другим людям. И профилактика сиротства. И школа осознанного родительства. И сопровождение детей-инвалидов. И защита детей от опасной информации.
Председатель Комиссии по поддержке добровольческой, благотворительной деятельности и НКО ОП РО Наталья Барышова, основываясь на опыте работы возглавляемого ею Центра социальной реабилитации инвалидов, разрабатывает проект службы социальных координаторов. Они помогут семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, лучше ориентироваться в жизненном пространстве, быстрее получать помощь и положенные по закону социальные услуги.
Народный учитель РФ Екатерина Филиппова ратует за воссоздание прежней, еще советской системы детского оздоровительного отдыха в загородных лагерях. Этих лагерей осталось, прямо скажем, немного после продажи баз отдыха прежними владельцами. Но те, что удалось сохранить, не дотягивают пока до уровня современных требований по комфорту, состоянию материально-технической базы. Здесь, по мнению педагога, нужно
держать равнение на «Артек». Скажете – ишь, куда хватили! Но примеры частных лагерей показывают, что и такое возможно. Почему государственные детские здравницы должны быть беднее и хуже?
Областные министерства образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты проинформировали участников форума о тех программах, которые направлены на защиту, поддержку, сбережение и просвещение подрастающего поколения, на заботу о педагогах. Так, министр образования области Ольга Щетинкина сообщила, что с 1 сентября к работе в рязанских образовательных учреждениях приступили советники директоров по воспитанию. 200 ставок введено в школах и 26 – в учреждениях среднего профессионального образования. Ещё в 2021 году Правительство России приступило к формированию единого образовательного пространства. Это относится и к воспитанию, основанному на традиционных нравственных ценностях, едином календаре событий. По всем предметам разработаны единые федеральные программы, которые могут дополняться региональным компонентом. Это освободит педагогов от несвойственных им функций – разработки собственных учебных программ.
В регионе в два раза увеличили размер выплат молодым педагогам, в три раза – стипендии студентам, обучающимся по целевому набору. Увеличен призовой фонд конкурсов педагогического мастерства. Вырос конкурс на педагогические специальности в учебных заведениях, отмечен рост популярности психолого-педагогических классов среди школьников.
Член ОП РФ, заместитель председателя ОП РО, профессор РГУ имени С.А. Есенина Ольга Воронова свое выступление на форуме построила, опираясь на духовные заветы классиков русской литературы. «Как не вспомнить Достоевского: здесь дьявол с Богом борются, а поле битвы – сердца людей. Можно сказать и по-другому: поле битвы – сердца детей. Действительно, большие опасности в наше время подстерегают неокрепшие души – деструктивные секты, трансгуманизм, открытая пропаганда Западом гендерных отклонений. Не менее опасны исторические фальсификации и культ чуждых российскому населению ценностей, которые могут завести общество в тупик необратимой деградации. Нашим детям выпала участь жить в сложные времена. Тем большая ответственность ложится на взрослых, на все гражданское общество. Сбережение народа, о котором говорит Президент Владимир Владимирович Путин, должно начинаться со сбережения детей», – подытожила О.Е. Воронова.
Предложения участников форума будут учтены в реализации региональных программ.