№69 (5873) от 9 сентября 2020

В последний путь актрису Зою Пятницкую рязанцы провожали под аплодисменты

На 66-м году ушла из жизни актриса, Почетный работник культуры и искусства Рязанской области Зоя Пятницкая. Гражданская панихида прошла возле театра на Соборной, где Зоя Викторовна служила с 1992 года.

В театр маленькую Зою привела за ручку мама, и детская душа была очарована атмосферой красивого дома, сцены и еще непонятным словом «аншлаг». Огромная площадь другого мира. А уже в юности в художественном музее ей на глаза попалась картина «Актеры провинциального театра», в одной из актрис она увидела сходство с собой и застыла как под гипнозом. Ничего праздничного на картине не было. Усталые лица, опущенные плечи, рядом какой-то нехитрый скарб. «И знать бы мне тогда, что почти так и случится, что Судьба-голубушка, щедро посулив мне столичные театры, так и оставит меня актерствовать в хороших, даже очень хороших, но провинциальных театрах», – напишет она потом в «Записках провинциальной актрисы».
И все же провинциальная сцена никогда не давала повода воспринимать ее как захолустье, крушение надежд. На этих сценах в Нальчике, Кирове, Хабаровске, а потом и в Рязани Зоя Пятницкая расцвела, состоялась как актриса, режиссер, сценарист и телеведущий. В театре на Соборной говорят, что для нее не существовало ролей больших и маленьких, будь то Айседора Дункан, Марина Цветаева, Черепаха Тортилла в «Золотом ключике» или Барыня в «Грозе». Если нужно было сыграть мистерию, то лучшего исполнителя роли, чем Зоя Пятницкая, было не найти. Она играла не словами и тем более не лицом, не голосом и жестами. Она создавала на сцене энергетическую воронку, опрокидывала пространство, скручивала время в тугую спираль, а потом отпускала и снова сжимала эти невидимые пружины.
Такую краску хотел видеть на своей театральной палитре знаменитый Петр Фоменко. Зоя Викторовна ждала его приглашения в Москву, но не сложилось… Ее партнер по сцене в одном из спектаклей на гастролях в Керчи Валерий Золотухин, очарованный обаянием молодой актрисы, зовет Пятницкую на показ к самому Любимову. Однако по разным обстоятельствам пути режиссера и актрисы так не смогли пересечься.
Может быть, потому, что провидением для нее была запланирована другая звездная роль – Айседоры в постановке японского режиссера Водзуми. Целых 20 лет на Айседору-Пятницкую ходил зритель в театр для детей и молодежи. Она всегда считала себя камерной актрисой, тяготеющей к театру одного актера. Очень любила поэтические программы, с одной из них «Космос в поэзии Есенина» участвовала во Всероссийском конкурсе чтецов, где председательствовал Золотухин. Последняя ее театральная работа по поэзии Серебряного века «Покрывало, накинутое на звезды» осталась неоконченной.
Космос, звезды, загадочные и таинственные миры всегда находились с ней рядом. Тропинки в них она умела протаптывать, получая откровение и вдохновение. Любила рисовать ангелов в художественной студии, участвовала в выставках, будучи членом творческого Союза художников России. Писала стихи, рассказы, занималась литературными переводами с чешского.
В Праге на фестивале «Славянские традиции» состоялась презентация ее пьесы о судьбе и любви Марины Цветаевой «Поезд, на который всегда опаздывают». Болезни не давали ей повода к самоуспокоенности. Она находила в себе силы поддерживать морально молодых актеров, когда их настигали творческие кризисы, посвящала им целые поэмы, написанные с юмором. И об этом они сами говорили на церемонии прощания.
«Она была не просто подвижником театра, а проводником всего доброго в искусстве», – сказал председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Константин Кириллов.
Попав в больницу, продолжала продумывать роль, общалась по телефону с партнерами. Внезапная болезнь оказалась спусковым крючком, обострившим прежние недуги. Она угасла, вернее, взлетела как птица в те миры, которые так долго и упорно изображала в своих рисунках с сюжетами пересечения пространства. «Проживая жизнь, мы постоянно пересекаем ее пространство, вернее, ее многочисленные пространства – времени, памяти, любви и, пересекая ее непостижимую быстротечность, мы постигаем тайну бытия, вернее, пытаемся постичь. Постигаем, пересекая жизнь», – напишет она в своей книге. Зоя Пятницкая попала в больницу в пятницу. И умерла тоже в пятницу. Это была красивая жизнь, наполненная любовью и постоянными исканиями. Стенки сосуда разбились, и то, что было внутри, стало частью того, что снаружи. Не финал, не занавес. Хорошо знакомое ей по прежним путешествиям пересечение пространства. Провожали актрису в по­следний путь под аплодисменты.

Димитрий Соколов


Самое читаемое